Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Визит к польским коллегам

  28/10/2013     1 183     Paul        

Продолжаем рассказ о поездке группы украинских педагогов в Польшу, где в сентябре, на базе Люблинского центра для глухих и слабослышащих детей и молодежи имени Иоанна Павла Второго, состоялся международный симпозиум, о котором шла речь в № 39 «НЖ».

 

Подписание договора

 

Участие в симпозиуме стало продолжением сотрудничества между польскими и украинскими педагогами. Первая поездка состоялась летом этого года, когда с 11 по 18 июня в Люб­лине проходили мероприятия по случаю 65-ой годовщины со дня создания специального учебного заведения для глухих и слабослышащих детей. На юбилейные торжества были приглашены директор Житомирской школы для глухих детей Николай Петрович Миняйло и педагог этой школы — Елена Валентиновна Бойчук.

Именно тогда был заключен договор о сотрудничестве, который подписали Николай Миняйло и директор Люблинского центра имени Иоанна Павла Второго Анна Стасяк. В договор был внесен ряд вопросов, интересующих украинскую сторону: о процессе реабилитации неслышащих польских детей и молодежи, об их адаптации в социальной среде, о решении проблем профориентации и о трудоустройстве неслышащих.

 

Визит к польским коллегам

Общение с польским неслышащим педагогом (воспитателем).

 

Подробнее о Центре

 

В Люблинском центре для глухих и слабо­слышащих детей и молодежи имени Иоанна Павла Второго (это и есть школа-интернат) обучаются с 6 лет. В начальной школе находятся до 8 лет, потом продолжают обучение в средней школе и еще 3 года — в гимназии (старшая школа). При желании ученика и его родителей можно учиться дальше в лицее, который находится в Центре, или получать знания в профтехучилище.

При Центре существуют дошкольные группы (так называемый детский сад), куда приходят самые маленькие дети в возрасте 2,5 — 3 лет. В такой группе не больше 6 неслышащих ребятишек, с ними работают педагог и его помощник.

Сам Центр состоит из двух зданий, по 4 этажа в каждом. Одно здание — это учебный корпус, а через дорогу от него расположено второе строение, где находятся столовая, классы для домашней подготовки и спальни.

В Центре обучается до 200 детей. Остаются на выходные дни те воспитанники, которым далеко добираться домой (таких где-то 15 чел.).

Интересно, что питание в Центре — платное. Один день обходится в 10 злотых (это наших 30 грн.) Меню составляется администрацией Центра после согласования с учениками и их родителями.

Во время визита в Люблин нас поселили в спальном корпусе Центра. Поскольку наши спальные комнаты располагались рядом с теми, в которых жили дети, не покидало ощущение, что мы тоже учимся в школе.

На одном этаже — спальни для девочек, а этажом выше — мальчики. В комнатах — по 4 двухъярусных кровати. На каждом этаже — общие душевые, умывальники и 2 туалета, поэтому каждое утро приходилось либо вставать раньше, либо ждать в очереди со всеми.

Вечерами можно было увидеть, как ученики старших классов объе­диняются в маленькие группы и путешествуют по интернету, в основном «сидят» в социальной сети «Фейсбук». Именно в «Фейсбуке» мое внимание привлек фрагмент видео (на жестовом языке), в котором неслышащая полька призывала других «открыть глаза» на происходящее в Польском союзе глухих. Она приводила примеры нескольких неправомерных действий и негативных фактов в деятельности президента Польского союза глухих и призывала принять участие в митинге протеста.

 

Визит к польским коллегам

Групповое занятие.

 

Также в Люблине удалось пообщаться со старшеклассниками и узнать о том, как у них построен процесс обучения. Как выяснилось, занятия проходят с использованием двух языков: первый — словесный (устный и пи­сьменный) и вспомогательный — жестовый. Во время изучения предмета слабослышащие дети не нуждаются в жестовом языке и воспринимают все устно, а глухие предпочитают письменный подход, поскольку не каждый учитель владеет в совершенстве ЖЯ. Но есть отдельные предметы, которые нравятся детям больше всего во многом благодаря тому, что их преподаватель хорошо знает и активно использует ЖЯ.

 

Визит к польским коллегам

Группа «детского сада».

 

Конечно же, нас заинтересовал тот факт, что в Люблинском центре работают неслышащие педагоги и технический персонал, которые в свое время здесь учились. Например, мы имели возможность пообщаться с молодой неслышащей женщиной, которая работает личным учителем у слепоглухонемой девочки. Другая глухая женщина — воспитатель старших классов, третья — швея и кастелянша.

Здесь нужно отметить, что обычный слышащий выпускник вуза или педагог, который имеет диплом учителя-предметника для преподавания в массовой школе и желает работать в специальной школе, обязан пройти курс «Специальная педагогика» и изучить ЖЯ. Только тогда его могут принять на работу в спец­школу. Срок обучения на этом курсе составляет один год.

 

 

Индивидуальное и групповое занятия с маленькими детьми

 

Для обмена опытом по нашей просьбе были организованы открытые уроки: индивидуальные занятия по слухоречевой работе и групповое занятие с детьми и их родителями.

Первое занятие проводила логопед Рената с глухим 4-летним мальчиком. Педагог продемонстрировала разные методики работы по постановке звуков и их коррекции. По ходу занятия были использованы яркие, красочные наглядные материалы, которые вызывали у малыша желание выполнять разные задания.

Второе занятие было проведено в послеобеденный час, когда родители забирают детей. Основная фишка этого группового занятия — не только присутствие на нем родителей глухих детей, но и их активное участие. Это очень важно, поскольку не все родители после работы могут уделить внимание своему ребенку, поиграть с ним и т.д. В ходе занятия было продолжено обучение детей новым словам, их закрепление по ходу игры, развитие речи, моторики, памяти и т.д. Для родителей было важно не только участвовать в игре с ребенком, но и помочь педагогу скорректировать упущенное.

 

Визит к польским коллегам

Процесс индивидуального занятия.

 

На этом занятии присутствуют и слышащие, и глухие родители, которые во время занятия должны поддерживать общение между собой и детьми. Таким образом, слышащие обучаются жестовому языку, а глухие — стараются говорить. Занятие проводится один раз в неделю педагогом-логопедом, а помогает ему педагог, владеющий ЖЯ.

 

Продолжение следует.

Н. ЗБОРОВСКАЯ.



Визит к польским коллегам

В світі глухих https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2013-10/1382949513_15_.jpg

Продолжаем рассказ о поездке группы украинских педагогов в Польшу, где в сентябре, на базе Люблинского центра для глухих и слабослышащих детей и молодежи имени Иоанна Павла Второго, состоялся международный симпозиум, о котором шла речь в № 39 «НЖ».

Подписание договора

Участие в симпозиуме стало продолжением сотрудничества между польскими и украинскими педагогами. Первая поездка состоялась летом этого года, когда с 11 по 18 июня в Люб­лине проходили мероприятия ...