Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Роль общества глухих в создании харьковской СВОШ № 23 для глухих

НА ВОЛНЕ НАДЕЖД И ЧАЯНИЙ

В начале ХХ века крушение Россий­ской империи, борьба за создание но­вого украинского государства, глубокие социально-экономические сдвиги и свя­занная с этим волна надежд и чаяний вызвали духовный подъем в обществе, проявившийся во всех сферах культур­ной жизни.

После февральской революции в стра­не была установлена демократическая республика. Это событие сыграло важную роль в создании общества глухих не толь­ко в Харькове, а и в других городах.

Возникали общественные организации глухих стихийно. Как известно, официаль­ное юридическое оформление Общества глухих в Украине произошло в 1933 го­ду, но фактически общественные орга­низации глухих возникли и существовали раньше.

В глобальном масштабе организа­ция школ для взрослых и расширение сети детских учебных заведений для глухих протекала тогда одновременно с созданием организаций глухих в круп­ных промышленных городах и столич­ных центрах как в России, так и в Украи­не. Однако сам по себе процесс созда­ния общества глухих в России был ре­шен значительно раньше, чем в Укра­ине. Всероссийское общество глухих в Москве юридически было оформле­но в 1924 году, а Украинское общество было создано в Харькове в 1929 году, а юридически оформлено, как уже ука­зывалось, в 1933 году. К слову, тогда различные общественные организации и добровольные общества работали под всесторонним контролем партийных ор­ганов и органов безопасности.

ВСЕНАРОДНЫЙ ПОХОД ЗА ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ — «ВСЕОБУЧ»

В Харькове в 1928 г. прошел съезд об­щества глухонемых. Это сыграло поло­жительную роль в их объединении. Ак­тивно участвовали они в массовой кам­пании под названием «всенародный по­ход за всеобщее обучение «всеобуч». Все стремились своим трудом и обще­ственной деятельностью способство­вать национальному возрождению, хо­тя и не могли выйти за идеологические рамки, в которые были поставлены боль­шевистской партией. Но их деятель­ность способствовала росту культурно- просветительной работы и демократи­ческого сознания широких слоев глухих, а также в значительной мере созданию школ для детей и школ ликбеза.

Жизнь выдвинула в то время перед Харьковским окружным обществом глу­хих ряд неотложных задач. Оно было кров­но заинтересовано в срочной ликвидации неграмотности взрослых глухих.

Вот почему история СВОШ №23 для глухих не совсем обычная по своей ана­логии с существующей сетью школ рабо­чей молодежи города Харькова для нор­мально слышащих людей, поскольку она тесно связана и во многом переплетает­ся с организационным моментом созда­ния самого общества в городе Харькове. Школа для взрослых и общество глухих — это два близнеца, постоянно взаимодействующих, поддерживающих друг дру­га во всех мероприятиях, направленных на повышение культуры и образования глу­хих.

Одни и те же люди из числа довольно ограниченного в своем составе актива ра­ботали одновременно и в обществе, и в школе, или занимая штатную должность, или же выполняя работу на общественных началах.

В 1926 г. впервые в городе Харькове на средства профсоюза и общества была со­здана школа ликбеза глухих на 50 человек в помещении клуба инвалидов граждан ­ской войны в самом центре города — по ул. Сумской, 4. Школа для взрослых глухих в Харькове в довоенное время существо­вала под разными названиями: ликбез, школа ликбеза № 11, ВПШ №9, начальная и неполная средняя вечерняя школа для взрослых глухих.

У истоков создания школы стояли оглохшие и грамотные неслышащие эн­тузиасты, выходцы из семей глухих или те, что потеряли слух, владели жесто­вым языком и горели желанием обучать других: С.П. Стопская, Б.И. Сагалович, И.Ф. Доброскок (единственный тогда член партии среди глухих), Н.А. Тяжелов, возглавлявший это небольшое учебное заведение.

Интересно то, что И.Ф. Доброскок и H.A. Тяжелов были избраны первыми от обще­ства глухих депутатами в городской со­вет. Таким образом, общество глухих име­ло там своих постоянных представителей примерно до 1936 г. За этот период вре­мени общество глухих сумело добиться решения ряда исключительно важных во­просов, связанных с трудоустройством, культурно-массовой и политико-воспита­тельной работой, а также и с образовани­ем глухих.

Собственного помещения школа не имела, занятия проводились в неосве­щенных классах при газовых лампах. Ко­личество учащихся в школе взрослых глу­хих увеличивалось из года в год (в 1940— 1941 учебном году оно достигло 195 чело­век) и из школы ликбеза она превратилась в 1934—1935 учебном году в неполную среднюю вечернюю школу. В школе учи­лись все: от мала до велика. Харьковская неполная средняя вечерняя школа для взрослых глухих в довоенное время под­готовила своих питомцев к поступлению в Киевский индустриальный техникум, ку­да было принято 10 человек.

В первый период, с 1926 по 1934 год, занятия в школе проводились в основном преподавателями из числа оглохших или же грамотных глухих. Во второй период, с 1934–1935 учебного года, когда школа стала неполной средней, сюда были на­правлены более квалифицированные кадры, имевшие специальное педагогиче­ское образование.

В ГОРЬКИЕ ГОДЫ ВОЙНЫ И В ТЯЖЕЛОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Нападение нацистских захватчиков на нашу страну, временная оккупация Харь­кова прервали обучение взрослых глу­хих в нашем городе. Прекрасный педагог H.A. Тяжелов вместе с женой много сде­лал для организации школы, для обучения и воспитания молодежи в горькие годы войны и в тяжелое послевоенное время. Уже в 1946 г. неполная средняя школа для взрослых глухих снова начала функциони­ровать. В 1947 г. она была переименована в неполную среднюю школу № 23 для ра­бочей молодежи.

Свой учебный год школа начала с восе­мью учителями, в основном оглохшими преподавателями, работавшими еще в до­военное время, и пришедшими после вой­ны новичками: В.H. Хоменко, 3.В. Поздня­ковой, В.Д. Чернявским, Е.Н. Смирновой, A.C. Киян.

Владимир Никанорович Хоменко — из­вестный глухой учитель, прекрасный вос­питатель глухой молодежи и активист Харьковской областной организации УТОГ. Он умел и любил работать с людьми, нести им свои знания. Многим своим уче­никам он помог выйти на верный жизнен­ный путь.

Харьковскую вечернюю школу отличало духовное общение учителя и ученика. Эта традиция жива и поныне.

В тяжелом 1946–1947 учебном году школа проводила свои занятия в канце­ляриях и цехах предприятий Харьковско­го облотдела УТОГ. Производственные по­мещения не создавали нормальной обста­новки для проведения учебного процесса, особенно в зимнее время, так как они со­вершенно не отапливались.

Весной 1947 года возникла проблема со средствами для содержания школы. Да­же обсуждали вопрос о закрытии школы. H.A. Тяжелов с глухими учащимися встал на защиту школы. В конце марта 1947 го­да Ленинским районо школе были выделе­ны 3 классные комнаты в помещении 31-й женской школы по ул. Чеботарской, 51.

В том учебном году часто были пере ­бои с подачей электроэнергии, поэтому занятия велись при свете керосиновых ламп. Не хватало квалифицированных педагогов, учебных и наглядных пособий, тетрадей. Но вскоре Ленинский районо и Харьковский облотдел УТОГ помогли школе приобрести некоторое количество пособий, было организовано питание учащихся в вечернее время в помеще­нии школы. В начале 1949–1950 учебного года по предложению гороно школа бы­ла переведена в помещение 25-й непол­ной средней школы по ул. Ярославской, 18. Положение усложнилось: трудно бы­ло разместить 13 классных групп в деся­ти комнатах. Ощущалась нехватка учеб­но-наглядных пособий. Занятия прово­дились после двухсменной работы 25-й НСШ — с 7 часов вечера до 11 часов но­чи. Однако педколлектив делал все воз­можное, чтобы охватить обучением всех взрослых глухих, сохранить их контин­гент. Количество учащихся росло: если в 1946–1947 учебном году их было 95 че­ловек, то в 1963–1964 их стало 188.

CДЕЛАТЬ ШКОЛУ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ

В 1964 году произошло важное событие в жизни школы. Выпускники 12-х классов написали письмо в Министерство на­родного образования УССР с просьбой открыть 13-й класс, сделать школу пол­ной средней. Под письмом подписались и выпускники прошлых лет, всего было 34 подписи. Министерство народного об­разования УССР дало соответствующее указание, и в результате появился приказ № 288 по Харьковскому облотделу народ­ного образования от 16 августа 1964 г. — о реорганизации вечерней (сменной) общеобразовательной 8-летней школы рабочей молодежи № 23 г. Харькова для глухих в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу рабочей молодежи для глухих. Школе было пере­дано полностью здание 31-й школы по ул. Чеботарской, 51, а постановлением Харь­ковского облисполкома наша школа была превращена в среднюю школу рабочей молодежи глухих № 23.В здании был про­веден ремонт, установлена новая мебель. 1964–1965 учебный год начался в хоро­ших условиях. В создании и улучшении учебно-материальной базы школы боль­шую роль сыграл облотдел УТОГ — оглох­шая председатель президиума Б.В. Керцман, а после ее ухода на пенсию — В.М. Осипов.

В 1966–1967 учебном году впервые в истории школы 21 учащийся получил ат­тестат о среднем образовании. Контин­гент школы значительно вырос: в 1966– 1967 учебном году в 19-ти классах обуча­лось 233 учащихся.

C ПРИХОДОМ НОВОГО ДИРЕКТОРА

Авторитет и популярность школы с приходом нового директора Светланы Жаковны Сысоевой рос и распростра­нялся среди ра ботающей молодежи не только в Харькове, но и в других городах. При активном участии С.Ж. Сысоевой здесь стали происходить буквально ре­волюционные преобразования. Благода­ря ее настойчивости и умению убеждать, на помощь учебному заведению пришли многие предприятия и частные фирмы. Среди них шефствующие УПП № 1, УПП № 2 и фирма «Пульс». Здание школы си­стематически ремонтировали, обновля­ли мебель, украшали интерьер всех по­мещений. А самая большая гордость — это заново переоборудованные кабине­ты, оснащенные новыми техническими средствами обучения. Здесь появились телевизоры, кодоскопы, компьютеры и другая аппаратура. Состоялось также открытие комнаты общения педагогов и учеников. Ведь так хорошо было поси­деть после проведенных уроков в уютной и спокойной обстановке, немного отдох­нуть, поговорить с коллегами и ученика­ми о прочитанных книгах и журналах, об­судить новинки педагогической литера­туры.

Здание школы

На посту директора вечерней шко­лы С.Ж. Сысоева проявила себя как от­ветственный и обязательный человек. В центре ее повседневного внимания всегда был неслышащий ученик с его радостями и бедами, достижениями и проблемами. Светлана Жаковна уме­ла сочувствовать и сопереживать чужой беде, всегда была рядом с теми, кому было труднее всего. Умела она и про­щать человеческие слабости коллегам и ученикам. Любила молодежь, понима­ла все ее проблемы. Работая с глухими детьми, никогда не считала их инвали­дами, видела в них таких же людей, как и все остальные.

С.Ж. Сысоева

Интересно то, что Светлана Жаковна начала работу в нашей вечерней шко­ле, не зная жестового языка, но быстро выучила его и отлично разбиралась в психологии глухих. Она любила уча­щихся с недостатками слуха, и они от­вечали ей тем же. Самым действенным средством воспитания Светлана Жаков­на считала личный пример образцового выполнения своих обязанностей.

Вшколе активно действовала школьная библиотека (заведующая — Г.И. Бакано­ва). Она была незаменимым организато­ром школьных вечеров, диспутов, бесед.

Г.Л. Зайцева

Главная «изюминка» школы — это школь­ный театр, который возглавляла учитель русского языка и литературы Л.А. Безрод­ная. Она — режиссер литературного театра, пишет изумительные сценарии. Ее ма­ма проработала здесь много лет и переда­ла любовь к школе своей дочери. Лучшие актеры представляли нашу школу на кон­церте городского смотра народного творчества.

Среди учителей выделялась преподава­тель математики Людмила Борисовна Кар­ташевская. Считается, что математика — скучная наука, но только не когда у класс­ной доски Людмила Борисовна, которая своим предметом заинтересует любого, даже самого нерадивого ученика. Поэто­му, наверное, глухие учащиеся никогда не пропускали ее уроки, независимо от того, какими по счету они стояли в расписании. Людмила Борисовна всегда старалась об­щаться с глухими, как с равными, не дави­ла на них своим авторитетом. У нее осо­бый метод проведения занятия: благодаря ее педагогическому умению и логическо­му ходу мыслей урок становился занима­тельным и был стимулом к пробуждению жажды познания и любознательности.

«ТАКАЯ ШКОЛА — ЭТО НАША МЕЧТА»

Когда в 1982 году определяли место проведения республиканского семина­ра по вопросу усовершенствования учеб­но-воспитательного процесса в вечер­них школах для глухих, у работников Ми­нистерства образования разногласий не было — только на базе Харьковской школы № 23. И они не ошиблись. Шко­ла оправдала все надежды. Больше то­го, даже превзошла. Опытные директора учебных заведений, которые приехали на семинар из всех областей, придирчиво и критично осмотрели каждый кабинет, посетили несколько выбранных по соб­ственному усмотрению уроков. И уже при подведении итогов семинара единоглас­но сказали: «Мы в восхищении от увиден­ного. Такая школа — это наша мечта». Это большая заслуга педагогического кол­лектива под руководством директора.

ШКОЛА И ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК

Кстати, в этом семинаре приняла ак­тивное участие знаменитый специа­лист по жестовому языку — профессор из Москвы Г.Л. Зайцева. Она выступила с большим докладом о проблеме внедрения ЖЯ в учебно-воспитательный процесс. Это выступление повлияло на решение Светланы Жаковны привлечь глухих учителей на педагогическую ра­боту. Причем это было в такое время, когда жестовый язык находился в забве­нии, так как проблема ЖЯ в сурдопеда­гогике была «заглушена» на долгие го­ды. Советская сурдопедагогика отрица­ла жестовый язык, многие специалисты недооценивали значимость жестового языка в обучении, воспитании, общении неслышащих. Но Светлана Жаковна не побоялась действовать вразрез с мне­нием большинства. Это было дально­видное и смелое решение. Время под­твердило ее правоту. Светлана прекрас­но знала, что жестовый язык нужен, так как приносит пользу глухим, оживляя процесс их обучения и способствуя их просвещению. Считала, что глухие учи­теля являются социальными моделями для наследования неслышащими уча­щимися. Таким образом, Светлана Жа­ковна высоко оценивала роль ЖЯ в ком­муникативной и познавательной дея­тельности глухих и признавала, что без знания жестового языка трудно объяс­нить глухим учащимся что, как и зачем. Видя, что незнание ЖЯ со стороны не­которых учителей — это одна из причин низкого уровня знаний глухих школь­ников, директор организовала в школе кружок жестовой речи и обязала всех учителей посещать его.

УЧЕНИКИ ПОЛУЧАЮТ РАБОЧУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Много лет коллектив школы сотрудни­чает с центрами профтехобразования г. Харькова, где наши учащиеся могут освоить такие рабочие специальности: мастер гипсокартонных конструкций, парикмахер, штукатур, плиточник, швея и другие. Среди учащихся были не толь­ко харьковчане, но и жители Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Сумской, Полтавской, Запорожской и других об­ластей.

31 октября 2008 г. на базе Харьковской СВОШ № 23 для глухих и слабослышащих состоялся Всеукраинский семинар Объе­динения неслышащих педагогов. Во вре­мя изучения опыта работы школы наши коллеги смогли посетить Центр профте­хобразования № 2, пообщаться с ребята­ми, коллективом, сделать свои выводы о проводимой работе.

Справа — С.Ж. Сысоева, в центре — учитель Л.А. Безродная

ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ

Педколлектив школы, который сегодня возглавляет опытный, свободно владею­щий ЖЯ педагог — Немова Елена Павлов­на, состоит из 15 человек, включая дирек­тора и завуча. Все учителя имеют высшее образование, половина из них имеют диплом о специальном сурдопедагогическом образовании. Многие из них проработали в школе свыше 25 лет.

В школе разработана тематика внеклассной работы: встречи с интересными людь­ми, врачами, юристами, работниками по­лиции, беседы, культпоходы в музеи и ту­ристические поездки, тематические вече­ра, концерты и праздники к различным да­там. Чтобы облегчить учащимся усвоение учебного материала, заинтересовать их, проводятся предметные вечера. Это, ско­рее всего, импровизированные мини-шоу, где учащиеся не только соревнуются в лов­кости и смекалке, но и исполняют концерт­ные номера.

Вместе с ребятами готовят меропри­ятия и принимают в них участие педаго­ги школы. Учебному процессу уделяется большое внимание, а на заседаниях мето­дических объединений молодые учителя приобретают новые знания о педагогиче­ской работе с молодежью с недостатками слуха.

Вечерняя школа живет многообразной, интересной жизнью, где нет места скуке и унынию. Она действительно стала тихим и уютным, добрым и родным домом для мо­лодежи с нарушениями слуха.


Краткий очерк истории Харьковской СВОШ № 23 для глухих и слабослышащих составил учитель истории В. КОВТУН




газета Наше Життя

Роль общества глухих в создании харьковской СВОШ № 23 для глухих

2018-02-06
УТОГ / В організаціях УТОГ https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2018-02/1517897903_11111111.jpg

В начале ХХ века крушение Российской империи, борьба за создание нового украинского государства, глубокие социально-экономические сдвиги и связанная с этим волна надежд и чаяний вызвали духовный подъем в обществе, проявившийся во всех сферах культурной жизни. После февральской революции в стране была установлена демократическая республика. Это событие сыграло важную роль в создании общества глухих не только в Харькове, а и в других городах.

газета Наше Життя