Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Путешествие в мир профессий продолжается…

Мир профессий очень широк, но, к сожалению, некоторые виды деятельности недоступны глухой молодежи из-за отсутствия слуха. Но все же ей нужно не только знать, а видеть воочию ту или иную профессию, так как познания о мире профессий у наших учащихся ограничены. Недостаточная осведомленность юношей и девушек о характере труда в той или иной отрасли хозяйства вызывает беспокойство у педагогов.

 

Старый аэровокзал до реконструкции (ныне второй VIP-терминал).

 

Было замечено, что у современных учащихся несколько «размыто» восприятие тонкостей той или иной профессии. Для того, чтобы восполнить эти пробелы, в Харьковской вечерней школе № 23 для глухих и слабослышащих постоянно проводят собрания, вечера, беседы, встречи с профессионалами, экскурсии и т. д. Значительно обогащают наших учащихся знаниями экскурсии в различные музеи, Национальный университет «ХПИ», ботанический сад, экопарк и др. Учителя нашей школы помогают молодежи расширить представления о разных профессиях и определить свои способности и возможности, воспитывают у них чувство ответственности за выбор жизненного пути.

 

Новый первый терминал Харьковского аэропорта.

 

А недавно мы совершили экскурсию в международный аэропорт «Харьков». Нас тепло встретили представители аэропорта, провели в служебную зону, рассказали о структуре его работы и показали очень много интересного и необычного. Мы ознакомились также с работой и структурой управления жизнедеятельности аэровокзала.

Итак, международный аэропорт расположен в городской черте (12,5 км от центра Харькова). Его площадь — более 20 тыс. кв. м. Он состоит из трех терминалов. Основной (новый) терминал разделен на две части (для внутренних и международных рейсов), действует и VIP-терминал (реконструированный старый). Есть также запасной терминал, который работал во время Евро—2012. Его позже перепрофилировали в ангар для частных самолетов.

 

Вдали – родной Харьков.

 

Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы — длиной 2200 и 2500 м, что позволяет принимать и отправлять все среднемагист­ральные воздушные судна. Здесь работают также разные вспомогательные пункты авиационного обслуживания. Весь аэропорт оборудован необходимыми инженерно-техническими средствами обеспечения жизнедеятельности, безопасности и охраны вокзала. Внедрен автоматизированный комплекс, который осуществ­ляет контроль за авиационными перевозками, почтой, ручной кладью и багажом пассажиров. Есть также спецоборудование для определения взрывоопасных и запрещенных предметов и их обезвреживания, система механизмов для перемещения грузов и багажа.

Доступ в служебную зону аэропорта строго ограничен. А нас, учащихся, благодаря разрешению генерального директора В.В. Васильченко, пропустили в святую святых после прохождения установленного контроля. Нам показали, как работает этот компьютерный контроль. После этого мы осмотрели различные безобидные, на первый взгляд, но запрещенные для перевозки предметы, которые изъяты у нерадивых авиапассажиров. «Умельцев» всегда хватало, и они придумывали самые невероятные места для тайников. Но у сотрудников аэропорта тоже «глаз наметан». К примеру, на контрольно-пропускных пунктах работают рентгены и сканеры, с помощью которых проверяют и сотрудников, и пассажиров, дабы исключить возможность пронесения запрещенных предметов. Но люди идут на всяческие ухищрения. Нам показали целый «арсенал» всяких скрытых уловок: хитроумно спрятанный в брелоке острый нож; зажигалку, похожую на пистолет; запчасти к огнестрельному оружию и другое. Каждый раз, обнаруживая запрещенные предметы, работники аэропорта составляют протокол и вызывают милицию. А дальше уже правоохранители занимаются случившимся. Ответственность за незаконный провоз пассажиры несут по всей строгости.

 

Контрольно-пропускной пункт, на котором работают рентген и сканер.

 

Нас пропускали через сканер.

 

В Харьковском аэропорту функционирует единственная на территории Украины совершенная система обработки багажа (BHS). Отличительная ее особенность — мобильность, которая предполагает способность к расширению, созданию дополнительных пунктов регистрации пассажиров. Информационно-технологические приборы расположены внутри нового терминала.

За все здесь отвечает оператор информационных и телекоммуникационных систем. Основной терминал оборудован необходимым количеством каналов пропуска, пограничных и таможенных служб, контролем авиабезопасности для оперативного пропуска пассажиров. Во время экскурсии учащиеся беспрерывно фотографировали все интересное, что привлекало их внимание.

 

Показ запрещенных и скрытых предметов.

 

Нас кратко информировали об истории создания и развития Харьковского аэропорта. 5 мая 1924 года здесь начались первые регулярные пассажирские полеты: Харьков—Полтава—Киев и Харьков—Кировоград—Одесса. В 1928 году из Харькова начались первые регулярные международные рейсы.

Грунтовая взлетно-посадочная полоса находилась в то время на северной окраине города, за городским парком имени М. Горького — там, где сейчас располагается авиазавод. Развитие авиационного производства в Сокольниках потребовало переноса гражданского аэропорта, для него было выбрано место в 12 километрах к югу от центра города.

Здание нового аэропорта сдали в эксплуатацию в декабре 1932 года. Он включал в себя грунтовую взлетно-посадочную полосу, двух­этажное здание аэровокзала и прочие наземные службы. В то время Харьковский аэропорт был признан лучшим в СССР.

Очень много интересного и нового мы узнали о работе международного аэропорта, в результате чего учащиеся получили четкое представление о сложности технологии управления полетами самолетов, а также о другой инфраструктуре по обеспечению надежной и безопасной работы в целом. Особенно нас поразил диспетчерский пункт, который расположен в здании высотой 45 м. Эта инновационная диспетчерская вышка построена недавно, аналогов в Украине ей пока нет. От перрона нас к ней доставил комфортабельный и вместительный перронный автобус.

Необычайный интерес учащихся вызвал самолет ТУ-134 А, стоявший посреди площади напротив диспетчерской. Он предназначен, как нам сказали, для учебной тренировки по технике безопасности для предотвращения чрезвычайных происшествий.

При входе в диспетчерскую мы надели на свою обувь бахилы. Внутри царит необычайная чистота, как в хирургическом отделении. Лифтом поднялись наверх и попали в большое овальное помещение с великолепным обзором. Как на ладони, было видно весь комплекс аэропорта, включая взлетно-посадочную полосу. Далее виднелся мигающий огнями индустриальный Харьков. Мы были на седьмом небе — и в прямом смысле, и от переполнявших нас эмоций!

 

Общий вид рабочего места авиадиспетчера.

 

Здесь мы воочию увидели, как работают авиа­диспетчеры. Они осуществляют контроль и обслуживание воздушного движения, обеспечивая безопасное, регулярное и упорядоченное движение самолетов. Множество авиационных работ осуществляются под контролем диспетчеров вдали от аэропорта. В условиях интенсивного воздушного движения под контролем одного авиадиспетчера может находиться одновременно 10—20 самолетов. Нельзя отвлечься ни на минуту — это сложный и ответственный процесс.

Авиадиспетчеры контролируют движение самолетов в области воздушного пространства, ограниченной высотами 2100—5700 м и на удалении 90—120 км от аэродрома, решают задачи по определению очередности захода и вылета. Для успешного выполнения этой функции авиа­диспетчер использует знания воздушной навигации, авиационной метеорологии, а также установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом все аспекты его деятельности.

 

Гид рассказала о работе авиадиспетчеров.

 

Авиадиспетчер применяет в работе радиотехнические средства навигации, радиосвязь с экипажами воздушных суден, телефонную связь. Нам было интересно наблюдать за переговорами диспетчеров. Также рабочее место авиадиспетчера оснащено компьютерами, мониторами отображения воздушной обстановки, метеорологической обстановки, сигнальными табло, средствами связи, таблично-знаковыми индикаторами, планшетами, столами ведения графиков и другими загадочными и замысловатыми приборами.

По словам гида, контроль полета начинают с момента предоставления плана полета до его закрытия или отмены, а контроль за движением самолетов осуществляют с момента покидания им стоянки перед взлетом на аэродроме вылета до заруливания на стоянку после посадки в аэропорту назначения.

Мы увидели этот процесс. Самолет начал движение за спецмашиной с мигалкой. Затем лайнер вырулил на взлетную полосу, неожиданно быстро взметнулся в небо и в мгновение ока исчез. А за полетом этого самолета диспетчер продолжал следить по монитору компьютера, на котором четко была изображена линия его движения. Эту картинку диспетчер нам показал. Мы были приятно поражены. Это была редкостная и прекрасная возможность своими глазами наблюдать весь процесс управления движением самолетов с диспетчерского пункта.

 

Вид аэропорта из окон вышки.

 

Мы узнали, какая сложная и ответственная работа авиадис­петчера. Нам рассказали о том, что представители этой, такой важной в авиации профессии, регулярно проходят врачебно-летную экспертную комиссию (как и пилоты гражданской авиации), по результатам которой выдается заключение о профессиональной пригодности, позволяющее продолжать работу на протяжении следующих двух лет.

По психологической нагрузке эта профессия является одной из наиболее опасных и ответственных, связанных с техникой и человеческими жизнями. Также обязательно нужно знать английский язык.

Спускаясь вниз, мы осмотрели различные вспомогательные помещения. Здесь созданы прекрасные условия для отдыха после напряженного труда. Нас пригласили в спортивный зал расслабиться. Там было множество различных тренажеров. Ребята с удовольствием занимались, опробовав спортивные снаряжения.

После этого мы продолжили экскурсию, побывав в VIP-терминале. Там мы увидели шикарный зал ожидания, уютный ресторан, бар и служебные помещения. Интерьеры помещений здесь обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями. На потолке ресторана расположено чудесное большое панно, изображающее голубое небо с группой самолетов, которые вместе составляют слова, славящие вождя — это было характерным для времен тоталитарного режима.

 

Панно, на котором изображена группа самолетов,
составляющая слова, славящие вождя.

 

Пассажирам, по их желанию, в этом терминале предоставляются дополнительные удобства. Здесь принимают заказы на VIP-услуги: предоставление для отдыха зала ожидания повышенной комфортности, возможность воспользоваться персональным микроавтобусом, а также внутренним такси.

Нам рассказали о том, что существующий аэровокзал был сооружен в 1954 году. Его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. В 1958 году к аэропорту из центра города была проложена троллейбусная линия.

Внешне здание аэровокзала отличается некой помпезностью, характерной для «сталинской» архитектуры 30-х — 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком.

В 2008 году международный аэропорт «Харьков» начал реконструкцию в рамках подготовки к проведению финальных игр чемпионата Европы по футболу 2012 года, которую успешно завершил.

Также мы узнали о том, что в октябре 2008 года, для съемок фильма «Дау», на территории аэропорта была построена декорация в натуральную величину (из дерева и пластика) огромного харьковского «аэробуса» 30-х годов, который называли «летающий госпром».

На нем в фильме знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии Л.Д. Ландау, прилетает в Харьков. Нам было интересно все это узнать, тем более, что многие из нас помнят, как на улицах города снимали эту картину.

 

Инновационная диспетчерская вышка.

 

После окончания экскурсии по аэропорту нас угостили шоколадом. Под приятными впечатлениями мы вернулись поздно вечером домой. Безусловно, такая необычная экскурсия надолго запомнится всем. Она дала возможность расширить кругозор учащихся, познакомить их с новыми интересными профессиями.

Выражаем глубокую признательность и искреннюю благодарность генеральному директору ООО «Нью Системс АМ» — В.В. Васильченко, за разрешение провести благотворительную экскурсию по международному аэропорту «Харьков», а также всем работникам аэропорта за вежливое и дружелюбное отношение к экскурсантам, помощь при ознакомлении учащихся с профессиями летчиков, авиадиспетчеров и других специалистов.

 

Фото на память после окончания экскурсии.

 

В. КОВТУН, учитель вечерней школы № 23 г. Харькова.

 





газета Наше Життя

Путешествие в мир профессий продолжается…

2014-12-17
УТОГ / В організаціях УТОГ https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2014-12/1418622199_image003_.jpg

Мир профессий очень широк, но, к сожалению, некоторые виды деятельности недоступны глухой молодежи из-за отсутствия слуха. Но все же ей нужно не только знать, а видеть воочию ту или иную профессию, так как познания о мире профессий у наших учащихся ограничены. Недостаточная осведомленность юношей и девушек о характере труда в той или иной отрасли хозяйства вызывает беспокойство у педагогов.

газета Наше Життя