Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Сказание о «Радуге» 2

Продолжение. Начало здесь и здесь.

 

С первых дней существования театра мимики и жеста «Радуга» в нем работало 80 человек, включая администрацию, творческий состав и обслуживающий персонал. Вскоре новым директором театра (вместо И.А. Сапожникова) был назначен Николай Герасимович Морокин, а художественным руководителем, как уже говорилось выше, был М.Е. Новосельский.

Н.Г. Морокин и М.Е. Новосельский приступили к работе над сценарием первого спектакля «Легенда о Радуге».

 

 

С приходом нового руководства обслуживающий персонал театра объединился в цеха — костюмерный, гримировочный, осветительный и постановочно-монтажный, был организован инструментальный оркестр из числа профессиональных музыкантов, а актерский состав театра увеличился до 42 человек.

Пополнили его состав: Александр Белов, Николай Бырлэдяну, Вера Васильева, Виктор Колесов, Борис Кривенко, Вадим Крицкий, Иван Осипов, Леонид Матюхин, Евдокия Семенюк, Александр Спорадько, Николай Христуленко, Анна Худакова (Петрова).

Позже в театр пришли новые актеры: Татьяна Лапиева, Нина Зайонц (Шпилева), Александр Мягких, Ольга Кираш (Ярошенко), Елена Кап­лан, Светлана Мацук, Сергей Кошевой, Валерий Максимов, Валерий Марущак, Наталья Харитонова (Пасечник), Анатолий Дьяченко, Лариса Клименюк (Курка), Николай Пасика, Татьяна Вуйцик.

М.Е. Новосельский — известная личность в театральных кругах Украины. Для работы в театре он подобрал себе сильную команду помощников. В «Радугу» были приглашены: заслуженный работник культуры УССР Е. Зайцев (балетмейстер), победители республиканских конкурсов эстрадного танца, педагоги-репетиторы — Римма и Виктор Кувшиновы, педагог по пантомиме Виктор Мишнев, педагог по акробатике, мастер спорта СССР по гимнастике В. Хаханов, педагог иллюзионного жанра М. Витебский, концертмейстер Юрий Касаткин, актеры-дикторы — Татьяна Чиркова и Сергей Зайонц, помощник режиссера Ольга Милявская. От ЦП УТОГ консультантом по мимике и жесту была направлена Наталья Иванюшева.

Благодаря их неустанной работе бывшие неслышащие токари и швеи постепенно превращались в актеров-профессионалов.

Не имевшие специального театрального образования, глухие проходили сложную школу театрального искусства на практике. Педагоги новорожденного театра прилагали все усилия, чтобы научить неслышащих всей душой понимать и видеть прекрасное… М. Новосельский, используя каждую минуту, показывал приемы актерского мастерства, и глухие артисты прямо на ходу схватывали то, что было необходимо для их творческой работы. Он учил неслышащих всему тому, что, по его мнению, могло помочь в создании актерского образа, позволяло органически и естественно жить в предлагаемых обстоятельствах, способствовало мастерству перевоплощения, развитию воображения, исключая тем самым опасность превращения актера в ремесленника. Такие уроки проходили ежедневно, несмот­ря на то, что расписание дня было составлено буквально по минутам.

Казалось бы, профессиональный театр глухих ничем не отличался от других театров. Но его специфика накладывала свой особый отпечаток на трудовые будни актеров. Три раза в неделю проводилась двухчасовая хореографическая разминка, столько же времени занимала разминка по пантомиме и спортивной акробатике. И это — обязательное условие для всей труппы. Далее артисты работали индивидуально с репетиторами и консультантами — каждый в своем жанре. И только потом начиналась работа над конкретной программой — час, второй, третий… пятый… — до десятого пота, до изнеможения.

Таким образом глухие актеры получали возможность быстро овладеть секретами подлинного актерского мастерства, хореографией, пантомимой, клоунадой, конферансом, акробатикой, жонглированием, иллюзионным жанром.

И самоотверженный труд всего коллектива не пропал даром. Буквально за полгода «Радуга» зажгла первые огни рампы — день 25 июня 1970 года считается днем рождения Республиканского театра глухих «Радуга», а символом его стал спектакль А. Морокина и М. Новосельского «Легенда о Радуге».

«Днепр седой — отец наш величавый. Радуга взметнулась над тобой солнечным мостом, соединяя наш Славутич с Волгою-рекой», — первые слова ведущих актеров А. Мизгиревой и В. Стёпкина заставили замереть весь зал. Спектакль из двух отделений прошел под всплески аплодисментов, переходящие в овацию. Зал гремел — театр состоялся!

После окончания представления к артистам то и дело подходили восхищенные зрители, которые не могли поверить, что на сцене выступали неслышащие актеры.

Отзывы в прессе были полны восторга и благодарности. Это в равной степени касалось своевременности программы, художественного оформления, автором которого был Ю. Муллер, элегантности костюмов, которые, как и декорации сцены, выполнялись на театральном комбинате, принадлежащем Национальному театру оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, и, наконец, согласованности оркестра со всей театральной труппой. Привлекали внимание предельная выразительность и богатство игры, синхронность и правильная трактовка образов, а главное, зримое слово, которое органически вошло в арсенал жестовых средств наших артистов. Так за очень короткий срок театр завоевал популярность не только у глухих, но и среди слышащих зрителей.

И забурлила театральная жизнь! Репетиционные будни вперемежку с выступлениями на ведущих площадках Киева — в Госфилармонии, Госконсерватории, Театре им. Леси Украинки, Театре им. Ивана Франко, Театре оперетты, Республиканском доме офицеров, Дворце культуры авиазавода и т.д., сменялись продолжительными гастролями, которые длились от одного до двух с половиной месяцев.

Организатором гастрольных поездок выступала Госфилармония, она и включала театр глухих в свой гастрольный план на равных условиях с другими профессиональными театрами Украины.

Поскольку «Радуга» всегда выступала с полным аншлагом, проблем по кассовым сборам у Госфилармонии практически не возникало и она всегда отправляла театр в самые престижные города бывшего СССР. В чем же был секрет такого успеха? Думается, в том, что сценические постановки «Радуги» объединяли в себе все жанры театрального, циркового и эстрадного искусства. Такого синтетического направления в то время еще не было ни в одном профессиональном театре, а если учесть то, что все актеры — неслышащие, это придавало «Радуге» еще больший шарм. В штате театра в то время работали известные в Киеве своей коммуникабельностью администраторы — З.А. Днепров и П.Н. Ратнер, которые широко рекламировали театр, распространяли билеты и изучали запросы зрителя. В некоторой степени администраторы вкладывали свою лепту в репертуар «Радуги», подсказывая постановщикам, что больше всего привлекает пуб­лику и какие номера пользуются успехом у зрителей. Благодаря их стараниям в золотой фонд театра вошли такие удачные отдельные номера, как: «Сон художника» (Т. Круковская, А. Василенко), «Змея» (Т. Лапиева, В. Кривенко, В. Марущак), «Старое кафе» (Л. Иванова, А. Кушниренко), «Снежная мечта» (В. Шахов), «Женитьба Бальзаминова» (С. Мускалова, Е. Стёпкина (Князькая), Н. Зайонц, В. Шахов), «Трио Вакулапи» (Т. Лапиева, А. Кушниренко, А. Василенко), «Фальшивое кольцо» (С. Мус­калова, Е. Стёпкина (Князькая), «Сырба» (В. Шахов, М. Снисар, В. Журков, В. Хрищенюк, В. Минченко), «Хивря и Попович» (М. Снисар, В. Васильева, И. Лисовой) и многие другие. По мастерству исполнения эти номера ничем не уступали аналогичным номерам в исполнении слышащих профессиональных актеров в обычных массовых театрах.

Шли годы, театр ставил одну за другой разнообразные программы, готовил спектакли-пантомимы и эстрадные концерты. За нашумевшей «Легендой о Радуге» последовали другие представления: «Голоса сердец», «Радуга улыбается», «На крыльях дружбы», «Возвращенная песня», «Золотые россыпи» (по сценариям все того же режиссера М.Е. Новосельского) и «Зримые ритмы» (по сценарию Н. Казакова). Несом­ненный успех «Радуги» побудил руководство театра взяться за разработку новых постановок, одной из которых в 1975 г. был спектакль в стиле мюзикла — «Необычный мюзик-холл».

В 1976 году театр обратился к опереточным постановкам и, с успехом выдержав испытания, представил на суд зрителей новую премьеру «Оперетта, любовь моя» (автор Д. Шведов, режиссеры-постановщики — главный режиссер театра Ю. Петров и режиссер — заслуженный артист УССР С. Филимонов).

В 1977 году коллективом была подготовлена новая постановка «Годы… годы… годы…» — спектакль-концерт в двух отделениях, посвященный 60-летию Великой Октябрьской революции. Главный режиссер и постановщик спектакля — Ю. Петров.

С ростом профессионального мастерства актеров, а также разножанровости спектаклей, Республиканский театр мимики и жеста «Радуга» в 1977 году был перепрофилирован в музыкально-драматический театр (распоряжение Совета Министров УССР от 8 июня 1977 года, согласованное с Министерством финансов УССР и Министерством культуры УССР).

В 1978 году заметно обогатила репертуар «Радуги» новая, не похожая на предыдущие, работа «Горячие тротуары» (по роману «Вестсайдская история» Артура Лорентса, с разрешения которого Н. Казаков написал либретто и осуществил постановку).

В 1979 году главный режиссер театра А. Гузеев берет в работу сценарий Р. Виккерса «Бродяга Чарли», а в 1980 году состоялась премьера этого спектакля.

В том же, 1980 году, уже широко известный в Украине и за ее пределами театр мимики и жеста «Радуга» отпраздновал десятилетний юбилей своей творческой деятельности.

Много было сделано за этот незначительный отрезок времени. Коллектив театра совершил постановку одиннадцати спектаклей и концертов, выступал не только на ведущих сценических площадках, но и на предприятиях Общества, в воинских частях, на заводах государственной промышленности, выезжал на гаст­роли в Народную Республику Болгарию.

Репертуар театра обогатился произведениями классиков: А. Пушкина, Н. Гоголя, Т. Шевченко, Ш. Руставели, М. Горького, В. Маяковского, творческими работами современных советских и зарубежных драматургов.

 

Продолжение следует.

А. МЕРЕЖКО.







газета Наше Життя

Сказание о «Радуге» 2

2014-04-19
УТОГ / В культзакладах УТОГ /templates/Adapt/dleimages/no_image.jpg

С первых дней существования театра мимики и жеста «Радуга» в нем работало 80 человек, включая администрацию, творческий состав и обслуживающий персонал. Вскоре новым директором театра (вместо И.А. Сапожникова) был назначен Николай Герасимович Морокин, а художественным руководителем, как уже говорилось выше, был М.Е. Новосельский.

Н.Г. Морокин и М.Е. Новосельский приступили к работе над сценарием первого спектакля «Легенда о Радуге».

газета Наше Життя