Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

У театра «Радуга» — юбилейный год

45 лет тому назад, в феврале 1969 года, председатель Совета Ми­нистров Украинской ССР В. Щербицкий подписал постановление «Об образовании в г. Киеве нового театра мимики и жеста глухих», а 31 марта этого же года созданному театру было дано название, под которым мы его знаем и теперь, — «Радуга».

 

«Легенда о Радуге». Ведущие — А. Мизгирева и В. Стёпкин.

 

Мечта, воплощенная в жизнь

 

Трудно передать чувство, которое овладело мной, когда впервые поднялся занавес нашего профессионального театра — Республиканского театра мимики и жеста «Радуга».

Вновь перед моими глазами — незабываемая картина: на сцене стоят артисты, у них в глазах блестят слезы, а зал стоя аплодирует им... Многие зрители плакали вместе с актерами. Ведь на сцене были знакомые, но совершенно новые люди. За год они сумели достигнуть таких вершин, к которым идут годами. Тогда я впервые почувствовала гордость и радость победы — победы всего коллектива теат­ра. Театр глухих стал реальностью, а ведь когда-то это было мечтой, и почти не было надежды увидеть ее воплощенной в жизнь.

Наверное, УТОГ повезло, что у его истоков стояли прекрасные люди, не только любящие свою работу, но и полные творческих сил: В. Лоос, Н. Коржинецкая, А. Росинский, И. Сапожников. Это они учили культработников, режиссеров, самодеятельных артистов доносить искусство до сердец неслышащих. Это они бросили зерна в плодородную почву, вырастив талантливых участников художественной самодеятельности. Это именно они стояли у истоков создания театра «Радуга».

 

Вторая справа — Н.В. Иванюшева.

 

Вспоминаю слова И.А. Сапожникова, сказанные им однажды: «У нас будет свой театр!». Однако эти слова долго оставались мечтой, и все это время ЦП УТОГ и И.А. Сапожников добивались открытия в Украине своего театра для неслышащих.

Исаак Аронович не просто верил, он дрался за свою мечту. Сколько раз приходилось ему брать меня или М. Матульскую и ехать в Москву — в ЦК КПСС, Совет Министров и доказывать, что глухие люди имеют право на свой профессиональный театр. Но снова и снова мы возвращались с пустыми обещаниями подумать, разобраться. Москвичам повезло больше, и они открыли свой драматический театр, опередив нас. Но И.А. Сапожников мечтал о таком театре, который, в отличие от московского, был бы более доступным и понятным широкому кругу неслышащих зрителей. Он мечтал об эстраде, о жанровых сценках, хореографической палитре, о клоунаде и других жанрах, ну и, конечно же, о жестовом исполнении стихов и песен.

И вот, наконец, мечта не только Исаака Ароновича, но и многих других талантливых неслышащих воплотилась в жизнь.

В сентябре 1969 года театр открыл двери перед своими будущими актерами. Этому предшествовали конкурсы, отборы, слезы огорчения и радости. И.А. Сапожников стал первым директором театра и сам занимался подбором кадров. В то время я закончила Киевский педагогический институт им. А.М. Горького и попросила председателя ЦП УТОГ К.В. Филонка перевести меня на работу в театр, на должность педагога-консультанта по мимике. Я лелеяла мечту о том, что жестовая песня зазвучит со сцены так, чтобы глухие слышали её мотив, чувствовали музыку.

В театр пригласили главного режиссера М.Д. Януковича, который в свое время делал программы для народных артистов Березина и Тимошенко (Штепсель и Тарапунька). Но Янукович не сумел понять замыслов И.А. Сапожникова, да и не очень вникал в специфику и интересы неслышащих, не смог понять их психологию, поэтому вскоре нужно было срочно искать другого главного режиссера. Таким человеком оказался Михаил Ефимович Новосельский.

 

Сцена из спектакля «Легенда о Радуге».

 

В театр пришли замечательные педагоги и постановщики, такие как: Евгений Зайцев — прекрасный постановщик хореографических номеров, педагог-репетитор Римма Кувшинова и педагог-постановщик эквилибра и акробатических номеров Василий Кувшинов. Мне доверили разговорный жанр. И началась нелегкая работа с актерами, которые не имели опыта работы на профессиональной сцене.

По истечении времени многое стерлось из памяти, но одно могу сказать — нелегко давались актерам шаги к профессионализму. Каждый день по два часа все разминались у станка, им «ставили» спины, руки, поворот головы, потом проходили общие уроки мастерства актера, которые вели М.Е. Новосельский и И.А. Сапожников. Затем были занятия по группам: танцоры, чтецы, акробаты.

И все размышляли, как же назвать наш театр. Думали, гадали, а потом решили назвать его ярким словом «Радуга», что отражало наличие в его репертуаре различных жанров искусства (пантомима, хореография, эстрада, песня, цирковые номера, эквилибр, иллюзия). Это название и утвердил президиум ЦП УТОГ — Рес­публиканский театр мимики и жеста «Радуга» УТОГ.

Передо мной лежит пожелтевшая программка нашего первого спектак­ля — хореографической пантомимы в двух отделениях «Легенда о Радуге». Ведущие — А. Мизгирева и В. Стёпкин, своими красивыми жестами вводили зрителей в далекое прошлое нашей Родины: вот плывет ладья Святослава (Николай Васильев), вот идет бой славянина с захватчиком (в исполнении Владимира Шахова и Виктора Журкова), а вот наших девушек ведут в турецкую неволю, но славные запорожцы освобождают невольниц.

Дальше рассказывалось о тяжелой доле крепостных и о судьбе великого Кобзаря.

Но вот грянула революция, гражданская война, а затем мирная жизнь была прервана новой войной... Со сцены Марина Снисар в образе Родины-матери звала своих сынов защитить родную землю. И идут в бой солдаты (А. Василенко, А. Кушниренко, В. Минченко, М. Пилипенко, В. Хрищенюк), чтобы принести всем мир и покой.

Второе отделение вели Надежда Крицкая (Ольшевская) и Владимир Чайкин. Здесь был и эквилибр в исполнении Г. Колотуши, и жонглирование (В. Стёпкин), и акробатически-хореографическая картинка «Молодые старички» — в исполнении Ю. Соколова и Б. Кривенко. А какие прекрасные были Хивря и Попович в исполнении М. Снисар (В. Васильевой) и И. Лисового! Нет возможности перечислить все номера и всех исполнителей. И все они стали победителями, преодолев себя, свою глухоту, и доказали, что таланту доступно все.

Вспоминаю, как было интересно работать с А. Мизгиревой. Она не довольствовалась тем, что мы делали в театре, а дома продолжала искать свой образ перед зеркалом, отрабатывала каждый жест. Василий Стёпкин, работая в театре, падал от усталости, но сумел преодолеть трудности и достичь вершин мастерства.

 

Первый cостав актеров. 1969 г.

 

А в 1970 году, когда состоялась премьера спектакля «Легенда о Радуге», нас приехали поздравить гости из Москвы, Беларуси, Молдавии, Грузии, из других городов Украины, представители Управления культуры г. Киева, Министерства культуры УССР и другие. Потом было много-много других спектаклей.

И все это стало возможным благодаря тому, что у истоков воплощения мечты стояли такие люди, как И.А. Сапожников.

Из глубины веков, из сокровищницы народной памяти пришло к нам древнее предание, которое гласит о том, что тот, кто дойдет до края радуги, сияющей на небесах, обретет славу и успех. Красивая легенда стала символом преодоления преград и победы мятежного человеческого духа, символом мечты и взлета над обыденностью, над суетой земной и над самим собой.

Продолжение следует.

Н. Иванюшева.







газета Наше Життя

У театра «Радуга» — юбилейный год

2014-03-30
УТОГ / В культзакладах УТОГ https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2014-03/1396008956_legenda-o-raduge-stepkin-i-mizgireva_.jpg

45 лет тому назад, в феврале 1969 года, председатель Совета Ми­нистров Украинской ССР В. Щербицкий подписал постановление «Об образовании в г. Киеве нового театра мимики и жеста глухих», а 31 марта этого же года созданному театру было дано название, под которым мы его знаем и теперь, — «Радуга».

газета Наше Життя

Реклама


Популярне

НАМ ПОДОБАЄТЬСЯ