Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Сказание о «Радуге» 4

Продолжение. Начало  здесь, здесь, здесь и здесь.

 

Несколько раз в 1995—1996 гг. театр выезжал в Германию для выступлений перед участниками чемпионатов Европы по различным видам спорта среди глухих. Везде, где появлялись наши непревзойденные актеры, их ожидал полный триумф.

Такая активная творческая жизнь театра «Радуга» была возможной благодаря тому, что Центральное правление УТОГ систематически выделяло ему значительные финансовые средства на постановку спектаклей, аренду помещений для репетиций и выступлений, организацию гастролей и другие мероприятия, направленные на его дальнейшее развитие.

 

Танец «Три кума».

 

В 1992 г. с помощью ЦП УТОГ был положительно решен вопрос о предоставлении глухим актерам театра «Радуга» льготной пенсии (за выслугу лет), учитывая жанровое своеобразие и специфику театра. В связи с этим в том же году часть актеров перешла на льготную пенсию по возрасту. В их числе: Н. Крицкая, Л. Иванова, Е. Стёпкина, А. Махнева, Н. Христуленко, А. Пилипенко.

Актеры старели и уходили на заслуженный отдых… Но театр, как и природа, не терпит пустоты, на смену «старикам» пришла смелая, энергичная и уверенная молодежь из числа глухих: в 1986 году — Анжела Киселева (Николайчик), Ольга Кошевая (Тюляева), Татьяна Гикавая, Татьяна Попова, а в 1994 году — выпускники Киевского государственного колледжа эстрадно-циркового искусства: Владимир Коваль, Галина Демко, Марина Паниван, Елена Кутимова, Надежда Сачкова, Евгений Бурмин, Валентина Резбаева и Александр Чубко. И хотя из этого, первого потока эстрадников в театре остались только В. Коваль, Г. Демко и А. Чубко, эти трое, по общему признанию, не уступали ветеранам.

В 1995 году ЦП УТОГ организовало набор второй группы студентов в Киевский государственный колледж эстрадно-циркового искусства, и уже в 1998 году в театр пришли: Ульяна Скалозуб, Наталья Матвиенко, Любовь Телепнева (Марченко), Евгений Данилов, Алиса Лисовая, Надежда Афанасьева, Инна Дергунова (Выговская), Елена Пилипенко. В 2002 году в театр пришел разножанровый перспективный актер Виталий Науменко, а в 2006 году — молодые, творчески настроенные Владислав Сак, Александра Онищенко, Алексей Бракин, Анжела Тютерева, так что театр не стареет, а его творческие силы только растут и постоянно обновляются.

…Началась перестройка, затем последовал распад СССР, установились рыночные отношения. В связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране крайне тяжелое финансовое положение сложилось и в Украинском обществе глухих. Это, в частности, выразилось в уменьшении объемов финансирования работы подведомственных ему структурных организаций и учреждений, в том числе и театра «Радуга». Коллектив театра глухих был вынужден как-то приспосабливаться к этим условиям. Но… половина театров в Украине практически не работала. Начались тяжелые времена и для театра глухих.

Весной 1993 года «Радуга» вновь оказалась без помещения. Новый хозяин завода «Красный экскаватор» расторг с ней договор об аренде помещения. Прервало договор об аренде административного офиса на ул. Полупанова, 6, и руководство Киевского ОПО «Контакт» УТОГ, так как ранее занимаемое театром помещение сдали в аренду на более выгодных условиях. В это трудное время ЦП УТОГ предоставило театру помещение по ул. Шота Руставели, 15, а затем — на Кловском спуске, 18. А сцену для репетиций театр арендовал за более скромную плату у Клуба строителей, который расположен на ул. Шамрыло, 7-а.

 

Танец «Чабаны».

 

В 1993 году театр изменил свой организационный статус и стал коллективным предприятием «Театр мимики и жеста «Радуга» Украинского общества глухих. Теперь он выступал уже только для глухих. В этих условиях был принят новый Устав и театр перешел на частичный хозрасчет. Однако этот переход не дал ожидаемых результатов. Не имея необходимых средств к существованию, глухие зрители практически не посещали платные зрелищные мероприятия, в том числе и спектакли «Радуги», а ЦП УТОГ не смогло финансировать все затраты, в связи с чем театр оказался на грани развала. Из-за отсутствия средств прекратились и гастрольные поездки, так как один день выезда театра даже в самый ближайший город — Чернигов — стоил немалых расходов.

Без серьезной финансовой поддержки дальнейшее творческое развитие коллектива было немыслимым. Даже готовить новые спектакли стало почти нереальным делом, потому что на это тоже требовались средства, и немалые. Руководство ЦП УТОГ во главе с председателем Ю.П. Максименко усиленно искало выход из создавшегося положения. Учитывая крайне тяжелое финансовое положение в УТОГ и невозможность дальнейшего содержания коллективного предприятия «Театр мимики и жеста «Радуга» за счет централизованного фонда развития Общества, президиум Центрального правления УТОГ принял постановление о его ликвидации с 31 марта 1997 г. Для обеспечения выполнения Обществом задач, ранее входящих в компетенцию коллективного предприятия «Театр мимики и жеста «Радуга» УТОГ, с 7 апреля 1997 года при предприятии «Культурный центр УТОГ» было решено создать новое структурное подразделение — «Театр «Радуга», без права юридического лица, а актерскую труппу, образующую ядро театра, в количестве 20 человек, сформировать на основе конкурсного набора. В Культурном центре УТОГ для этой цели была создана конкурсная комиссия в составе: В. Федорова — режиссера, В. Петрика — балетмейстера Киевского государственного хореографического училища, Е. Нестеренко — начальника орготдела ЦП УТОГ, В. Пилипец — ведущего специалиста этого отдела, В. Гончаренко — директора Культурного центра УТОГ, А. Липовецкой — заместителя директора КЦ УТОГ, Т. Марченко — переводчика-дактилолога Черниговской областной организации УТОГ.

Конкурс проходил в Культурном центре УТОГ, и в нем приняли участие практически все бывшие актеры Рес­публиканского театра мимики и жеста «Радуга» УТОГ. После обсуждения каждой кандидатуры в новый театр Культурного центра УТОГ были приняты 12 актеров из бывшего коллектива Республиканского театра мимики и жеста «Радуга» УТОГ: В. Коваль, А. Кушниренко, А. Мягких, А. Чубко, В. Ма­рущак, Т. Вуйцик, Т. Гикавая, О. Кираш, Е. Каплан, О. Кошевая, Т. Попова и А. Спорадько, а также новые: А. Томусяк, Д. Сергиенко и А. Стретенский. Остальные актеры бывшего Республиканского театра мимики и жеста «Радуга» УТОГ были трудоустроены в различные организации Общества г. Киева (для многих из них нашлась работа и в Культурном центре УТОГ).

В сентябре 1997 года актеры вновь сформированного театра начали работать над постановкой детского спектакля «Праздник в джунглях» (мюзикл для детей) по пьесе Нины Кассиан «Нинигра и Алигру» (режиссер-постановщик — В. Федоров). Работа над спектаклем шла оживленно, и уже через два месяца состоялась его премьера. Новый спектакль был показан зрителям не только на сцене Культурного центра, но и в спецшколах-интернатах, а также на предприятиях УТОГ г. Киева.

В том же году был по традиции организован новый набор группы глухих в Киевский государственный колледж эстрадно-циркового искусства.

12 ноября 1997 года, по приглашению президента Словацкого союза глухих Моники Бологовой, театр выехал в Братиславу, где принял участие в праздновании 95-летия со дня основания Словацкого союза глухих и с большим успехом выступил с фольк­лорной и эстрадной программами. Бурными овациями и лесом поднятых рук приветствовали зрители хореографические постановки украинских артистов — «Гопак», «Чабаны», «Вольный козак» и юмористические миниатюры — «Шевчики», «Куклы», «Три кума». Они пританцовывали на месте вместе с актерами, исполнявшими эстрадные номера: «Танец со шляпками», «Джентльмены», «Танец со стульями», аплодировали пантомимам «Манекен» и «Робот в ресторане», и прекрасно поняли песню в жестовом исполнении «Крещатик». Несмотря на то, что сцена конгресс-зала «Технопол», где проходило выступление, не была приспособлена для проведения концертных программ, актерам удалось преодолеть и эти неудобства. Финал выступления был просто ошеломляющим: все, кто был в зале, встали со своих мест и «потянулись» к сцене. Необычайно теплыми — со слезами на глазах! — были слова Моники Бологовой о профессиональном мастерстве актеров.

В этом же 1997 году актеры театра «Радуга» приняли участие в I Международном фольклорном танцевальном конкурсе глухих, который состоялся 4—5 декабря в г. Сарагоса (Испания). В конкурсе, согласно условиям, принимали участие по 8 участников из каждой Ассоциации глухих. І Международный фольклорный танцевальный конкурс глухих проводился в трех номинациях: «массовый танец», «парный танец» и «лучшая хореография». От театра «Радуга» в номинации фольклорный «массовый танец» был выставлен «Гопак»; в номинации «парный танец» — «Буковинский». После их исполнения зал долго аплодировал актерам театра «Радуга».

И вот, после волнующего ожидания подведения итогов конкурса — победа! В номинации «массовый танец» — I место у актеров театра «Радуга». За парный танец — у них же II место, и Гран-при — за лучшую хореографию.

В 1998 году театр подготовил постановку мим-спектакля «Мир без тебя» (режиссеры В. Федоров, И. Таранущенко, либретто — А. Вратарева). «Белый клоун, рыжий клоун, щедро краской размалеван, а под краской скрыта тайна, но у каждого своя»… И эту тайну приоткрывали зрителям актеры театра «Радуга» прекрасными средствами пантомимы и хореографии.

В это смутное время о театре говорили разное: «Радуга» распалась, «Радугу» закрыли, «Радуга» умерла. Несмотря на обиды и огорчения ушедших актеров, вера и оптимизм молодого поколения театра побеждали, ведь Мельпомена любит сильных и верных! И все, кто видел тогда премьеры театра и наблюдал его успехи за границей, понимали: театр глухих жив и будет жить!

В 1998 году театр осуществил постановку «Концерта-ревю» для взрослых и детей с танцами, иллюзией, пантомимой, юмором и клоунами (режиссер В. Гончаренко), в который вошли все лучшие номера за последний период.

В следующем году была осуществлена постановка шоу-дивертисмента «Рок-поп-джаз — для Вас!» (режиссер В. Подберезкин). В этом мюзикле весь сюжет был обыгран без слов — языком танца и пантомимы, а такие номера, как: «Танго», «Рок-н-ролл», «Доллар», «Гангстеры», «Пеппи» вошли во вновь образованный «золотой фонд» театра, и зрители периодически видят их не только в спектакле, но и в концертных программах.

В 1999 году впервые в истории УТОГ режиссером В. Гончаренко был создан песенный вернисаж «Время любить», в который вошли популярные песни, исполняемые актерами языком жестов: «Вчерашний вальс», «Благословляю этот вечер» и другие номера. По замыслу этого талантливого режиссера и руководителя КЦ УТОГ каждая исполняемая песня была задумана как мини-спектакль.

В 2000 году состоялась премьера постановки «Шуры-муры клоунов, иллюзионистов, магов и балета со зрителями — метаморфозы смешного» (постановка — Л. Юнановой и В. Гончаренко). Также к 30-летию творческой деятельности заслуженного артиста Украины Александра Кушниренко состоялся бенефис «На волнах вдохновенья!» (режиссеры — Н. Зайонц, В. Гончаренко). К этому дню готовился весь театр «Радуга». А. Кушниренко и другие актеры исполняли сценки, песни, танцы, с которыми они вместе выступали на протяжении тридцати лет.

И в этом же году состоялось празднование 30-летия со дня создания театра «Радуга». На юбилейном вечере «Радуга — радуйся!», с воспоминаниями выступили: бывшие режиссеры — Г. Максименко, В. Корнияка, бывший директор В. Козачук-Богачук и другие, которые внесли свою лепту в общее праздничное настроение. Этот юбилей навсегда останется в сердцах всех, кто присутствовал на нем.

А осенью юбилейного года теат­ром была осуществлена постановка спектакля «Философия любви» (по мотивам пьесы У. Гибсона «Двое на качелях», режиссер — Д. Гончаренко). По замыслу автора, в ней играют только два человека: Она и Он. Д. Гончаренко построил этот спектакль на шести основных героях: Гитель — Т. Гикавая, Е. Каплан, О. Кираш; Джерри — В. Марущак, А. Мягких, А. Кушниренко; и ввел в этот спектакль хор в жестовом исполнении — всех актеров театра. Спектакль с восторгом был принят зрителями.

 

Продолжение следует.

А. МЕРЕЖКО.







газета Наше Життя

Сказание о «Радуге» 4

2014-05-06
УТОГ / В культзакладах УТОГ https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2014-04/1398698394_08_kontsert_.jpg

Несколько раз в 1995—1996 гг. театр выезжал в Германию для выступлений перед участниками чемпионатов Европы по различным видам спорта среди глухих. Везде, где появлялись наши непревзойденные актеры, их ожидал полный триумф.

Такая активная творческая жизнь театра «Радуга» была возможной благодаря тому, что Центральное правление УТОГ систематически выделяло ему значительные финансовые средства на постановку спектаклей, аренду помещений для репетиций и выступлений, организацию гастролей и другие мероприятия, направленные на его дальнейшее развитие.

газета Наше Життя