Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Грани таланта Елены Стёпкиной

Недавно Елена Георгиевна Стёпкина отметила свой юбилей. Вернее, этих юбилеев у нее два — полукруглая дата со дня рождения (сколько лет этой энергичной и неунывающей женщине — тактично умолчим) и 50-летие её первого выхода на сцену.

 

На состоявшемся на прошлой неделе фестивале ветеранской самодеятельности она с неподражаемым юмором и мастерством рассказала со сцены УВЦ УТОГ хрестоматийную сказку «Курочка Ряба», причём играла вместе со зрителями из зала, людьми совсем не подготовленными к этому выступлению. Такая импровизация с залом всегда является высшим пилотажем для любого исполнителя, и Елена Георгиевна справилась с ней блестяще! Впрочем, один исполнитель — девочка-Мышка — был подготовлен заранее: это была её внучка Сашенька. И этот факт тоже очень примечателен: значит, есть в семье Стёпкиных творческие традиции и любовь к сцене передается из поколения в поколение.

Как обычно, истоки характера и начало жизненных дорог идут из детства. Родилась Елена 17 июля 1942 года на Буковине, в Черновцах. Слух потеряла в 5 лет после менингита, и в результате этого долго не могла ходить, росла очень слабенькой и болезненной, а по натуре была очень ранимой. Возможно, эта тонкость натуры маленькой Леночки в дальнейшем сыграла решающую роль в раскрытии её артистического таланта.

Училась Лена в Черновицкой спецшколе-интернате для глухих детей, где в то время директором был неслышащий педагог Валентин Дорофеевич Лозинский. До сих пор помнит она тот день, когда мама впервые привела её в школу. Лена испугалась детей, машущих руками, вцепилась изо всех сил в мамину руку — и в рёв. Ее успокаивали, уговаривали. Но когда директор школы В.Д. Лозинский взял её за руку, чтобы показать класс, она вцепилась зубами в его указательный палец. Конечно, потом Лозинский долго вспоминал Лене этот случай.

 

И еще помнит Лена свою классную руководительницу, преподававшую русский язык и литературу, добрую, но совершенно не знавшую жестового языка. Никак не могла она растолковать детям правила грамматики. Например: «прилетели птицы», «улетели птицы», «летают птицы». Всё она показывала одним жестом — «летать». И глухим детям было невдомёк, почему слово «летать» надо писать по разному. Помог случай. Учительница заболела, и на уроке её заменил В.Д. Лозинский. И тут он так популярно объяснил с помощью жестов, что такое «летать», «прилетать» и «улетать», что весь урок для Лены и её одноклассников стал открытием слова и понятия. Вот так неслышащий учитель нёс свет знаний глухим детям. До сих пор сердечно вспоминают о нём доб­рым словом все его воспитанники и те, кто просто общался с ним.

После окончания школы Елена пошла ученицей в ателье мод, но профессия портнихи её совсем не привлекала, и она, поработав немного, поступила учиться в ЛВЦ ВОГ. Вот здесь, на уроках мастерства актёра, впервые стали проявляться проблески её таланта. Ей пророчили большое будущее и предлагали идти в Московский театр мимики и жеста. Мешало только одно — Елена плохо владела русским языком. Но, когда она узнала о том, что в Киеве открывается театр глухих, решила во что бы то ни стало поехать на конкурсный отбор. Директор театра И.А. Сапожников заметил талантливую конкурсантку и, узнав, что она учится в ЛВЦ, посоветовал ей перевестись на заочное отделение. Так она стала актрисой театра мимики и жеста «Радуга». Это было в 1969 году.

 

А спустя два года Елена вышла замуж за актёра Василия Стёпкина, ставшего впоследствии заслуженным артистом Украины. Этот прекрасный актерский дуэт уже дожил до внуков.

Из-за своей стеснительности Елена долгое время на сцене особо не отличалась. Но однажды произошел прорыв. Шла работа над постановкой спектакля «Клоп». А исполнительница главной роли как раз в это время ушла в декретный отпуск. Режиссёр М.Е. Новосельский рвал и метал. Надо было срочно искать ей замену. И вот он предложил эту роль Елене, бывшей в то время «на вторых ролях». Она согласилась и… Успех был настолько ошеломляющий, что после спектакля растроганный режиссер поцеловал ей руку и попросил прощения за прошлые обиды.

Прошли годы. Елена стала высокопрофессиональной актрисой, востребованной в своём сценическом амплуа. Она много танцевала, играла в пантомиме и драме. Одарённая от природы хорошей сценической внешностью, длинноногая и эффектная, она обращала на себя внимание режиссёров и балетмейстеров, работавших в разное время в театре.

 

— Характерная, темпераментная актриса, — с уважением отзывался о ней режиссёр-постановщик В. Подберёзкин.

А Елена была просто счастлива, увлекаясь творческим процессом работы над образом. С какой тщательностью и требовательностью подбирала она реквизит, экспериментировала, накладывая грим, добиваясь нужного «звучания» образа! Порой, не найдя подходящих, по её мнению, аксессуаров, Лена покупала эти вещи за свои деньги.

Сохранились снимки того времени: Елена в образе поэтессы Семицветик из детской сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; в образе расфуфыренной мадам в «Женитьбе Бальзаминова»; в роли вальяжной, наглой атаманши из «Сказочного детектива»; в небольшой, но яркой эпизодической роли в спектакле «Жил в Багдаде Абу-Касым» и многих других образах.

 

Годы брали своё, и 1992 году Елена Георгиевна была вынуждена оставить театр по возрасту. Уход со сцены дался нелегко, но она решила перейти в художественную самодеятельность Культурного центра УТОГ, где и продолжает блистать всеми гранями своего таланта. Подтверждением тому — её выступление на Всеукраинском фестивале художественной самодеятельности ветеранов УТОГ.

 

(При написании статьи использован очерк В. Резбаевой, С. Вишневской «Актриса Большого теат­ра» из трилогии «Під крилом УТОГ», часть третья «Творчість у тиші»)

 





газета Наше Життя

Грани таланта Елены Стёпкиной

2017-08-19
УТОГ / Люди нашого Товариства https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2017-08/1503049868_stepkina-knyazkaya-elena__.jpg

Недавно Елена Георгиевна Стёпкина отметила свой юбилей. Вернее, этих юбилеев у нее два — полукруглая дата со дня рождения (сколько лет этой энергичной и неунывающей женщине — тактично умолчим) и 50-летие её первого выхода на сцену.

 

газета Наше Життя