Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Память вдохновляет на новые свершения 2

 

Продолжение. Начало здесь.

 

Как руководитель, Сысоева С.Ж. далеко не достигла своего «потолка» на посту директора школы. Ее высокое чувство долга, ответственность и профессиональные знания не остались незамеченными в районном отделе образования и исполкоме Ленинского района. Ей многократно предлагали перейти на высшую должность. Она же никак не хотела оставить школу.

 

Слева – директор Сысоева С.Ж.,
справа – учитель математики Карташевская Л.Б.

 

Когда в 1982 году определяли место проведения республиканского семинара по вопросу усовершенствования учебно-воспитательного процесса в вечерних школах для глухих, у работников Министерства образования разногласий не было: только на базе Харьковской школы № 23. И они не ошиблись. Школа оправдала все надежды. Больше того, даже превзошла. Опытные директора учебных заведений, которые приехали на семинар из всех областей, придирчиво и критично осмот­рели каждый кабинет, посетили несколько выбранных по собственному усмотрению уроков. И уже при подведении итогов семинара единогласно сказали: «Мы в восхищении от увиденного. Такая школа — это наша мечта».

 

На пороге школы в День знаний.

 

А похвала коллег — наивысшая оценка деятельности сплоченного и работоспособного коллектива, его постоянной поисковой работы, творческого роста. Это большая заслуга педагогического коллектива под руководством директора. Кстати, в этом семинаре приняла активное участие знаменитый специалист по жестовому языку — профессор из Москвы Г. Зайцева. Она выступила с большим докладом о проб­леме внед­рения ЖЯ в учебно-воспитательный процесс. Это выступление повлияло на решение Светланы Жаковны привлечь глухих учителей на педагогическую работу. Причем это было в такое время, когда жестовый язык находился в забвении, так как проблема ЖЯ в сурдопедагогике была «заглушена» на долгие годы. Советская сурдопедагогика отрицала жестовый язык, многие специалисты недооценивали значимость жестового языка в обучении, воспитании, общении неслышащих.

Но Светлана Жаковна не побоялась действовать вразрез с мнением большинства. Это было дальновидное и смелое решение. Время подтвердило ее правоту. Светлана Жаковна прекрасно знала, что жестовый язык нужен, т. к. приносит пользу глухим, оживляя процесс их обучения и способствуя их просвещению. Считала, что глухие учителя являются социальными моделями для наследования неслышащими учащимися. Светлана Жаковна, таким образом, высоко оценивала роль ЖЯ в коммуникативной и познавательной деятельности глухих и признавала, что без знания жестового языка трудно объяснить глухим учащимся что, как и зачем. Видя, что незнание ЖЯ со стороны некоторых учителей — это одна из причин низкого уровня знания глухих школьников, директор организовала в школе кружок жестовой речи и заставила всех учителей посещать его.

Школа и директор — эти два понятия нераздельны. Ведь никак не верилось, что эта худощавая и неприметная, на первый взгляд, женщина возглавляет школу. Она — инициатор всего нового, передового. Ее директорское правило: в каждом начатом деле — личный пример. Иногда удивлялись: где она черпает столько энергии и настойчивости? Руководимая ею школа — одна из лучших вечерних школ для глухих в Украине. А она не останавливается на достигнутом, прекрасно понимая: чтобы квалифицированно руководить, нужно досконально знать специфику работы. Уже имея высшее образование, Сысоева заочно окончила дефектологический факультет Киевского пед­института им. Горького (ныне пед­университет им. Драгоманова).

 

В центре в белой блузке – Сысоева С.Ж.,
в окружении педагогов и выпусников школы.

 

Впереди были новые планы и продолжение добрых дел. За достигнутые успехи в педагогике Сысоевой С.Ж. присвоено звание «Отличник народного просвещения УССР».

Но, к сожалению, проблемы со здоровьем все настойчивее напоминали о себе, а изменить свой образ жизни человека, «горящего», как говорится, на работе, Светлана Жаковна никак не могла. В 1994 году болезнь окончательно взяла верх и вынудила ее серьезно лечиться. Однако оставаться без дела — это не для Светланы Жаковны. Пусть более спокойная и размеренная, дающая больше возможности заниматься здоровьем, но работа, и только работа. До самого своего последнего дня, уже смертельно больная, она оставалась на своем посту.

Навсегда запечатлена в сердцах тысяч людей память об этом педагоге и наставнике. Ее яркий образ до сих пор освещает и греет наши сердца и будоражит души воспоминаниями. Никогда не забудут люди этого замечательного человека и педагога.

Память об учителе и наставнике является тем самым аккумулятором, который подпитывает педагогическую энергию молодых учителей и вдохновляет на новые творческие свершения.

 

В. КОВТУН, учитель истории СВСШ № 23 г. Харькова.







газета Наше Життя

Память вдохновляет на новые свершения 2

2014-09-10
УТОГ / Люди нашого Товариства https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2014-09/1410334312_image013_.jpg

Как руководитель, Сысоева С.Ж. далеко не достигла своего «потолка» на посту директора школы. Ее высокое чувство долга, ответственность и профессиональные знания не остались незамеченными в районном отделе образования и исполкоме Ленинского района. Ей многократно предлагали перейти на высшую должность. Она же никак не хотела оставить школу.

газета Наше Життя