Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Память вдохновляет на новые свершения

1 сентября, в День знаний, во всех учебных заведениях проходят традиционные торжества. Для подрастающего поколения период учебы — один из самых важных в жизни. Ведь время, проведенное в школе, остается в памяти навсегда. Однако, увы, часто мы забываем о тех, кто способствовал нашему становлению, — педагогов. Именно они «сеют разумное, доброе, вечное», воспитывая из ученика Человека с большой буквы. И высшая награда для любого учителя не только и не столько его собственная слава и признание, но и память, которую сохраняют о нем его ученики. Полученные ими знания они передадут дальше, новым поколениям. Таким прекрасным педагогом и наставником молодежи с недостатками слуха была директор нашей школы, человек с доб­рой душой — Сысоева Светлана Жаковна. Потребность поделиться воспоминаниями и мыслями об этой незаурядной личности заставила меня взяться за перо.

 

К Светлане Жаковне вполне применимо выражение: «человек, сделавший себя сам». Конечно, основы характера заложены семейным воспитанием, но далеко не каждому хватает настойчивости, трудолюбия, мудрости для полной самореализации. Светлане Жаковне это удалось. У нее было обычное для тех времен начало биографии — учеба в школе, работа пионервожатой, учеба в университете, активное участие в общественной деятельности, работа в РОНО инспектором. Однако отношение к своему делу заметно выделяло ее среди коллег.

Чем более подробно вникаешь в ее биографию, тем яснее вырисовывается картина педагогического роста Светланы Жаковны. В далеком 1958 году юной девочкой пришла она в школу пионервожатой. Так начинался ее трудовой путь педагога. Она была настоящим лидером пионерии — преданной делу, честной, веселой, откровенной и жизнерадостной. Эту жизнерадостность она вносила в каждое дело, в каждый день бытия.

Светлана Жаковна стремилась жить и жила по законам красоты. Поэтому неудивительно, что всегда, где бы она ни появлялась, все светилось радужным цветом добра, любви и жизнерадостности.

Одна из лучших пионервожатых Харькова, позже — учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной работы, инспектор районного отдела образования и, наконец, с 1978 года — директор вечерней школы № 23 для глухих. Это ее 38-летний творческий педагогический путь.

Все лучшие качества души и грани таланта этой удивительной женщины засверкали в период ее работы директором вечерней школы для глухих. С приходом в школу Светланы Жаковны здесь стали происходить буквально революционные преобразования. Благодаря ее настойчивости и умению убеждать, на помощь учебному заведению пришли многие предприятия и частные фирмы. Здание школы систематически ремонтировали, обновляли мебель, украшали интерьер всех помещений. И самая большая гордость — это заново переоборудованные кабинеты, оснащенные новыми техническими средствами обучения. Здесь появились телевизоры, кодоскопы, компьютеры и другая аппаратура. Стараниями директора и учителей для разнообразных вечеров школа приобрела немало красивых сценических костюмов.

 

Справа — Сысоева С.Ж., рядом — председатель
Харьковской облорганизации УТОГ Т.С. Писковец.

 

Состоялось также открытие комнаты общения педагогов и учеников. Ведь так хорошо было посидеть после проведенных уроков в уютной и спокойной обстановке, немного отдохнуть, поговорить с коллегами и учениками о прочитанных книгах и журналах, обсудить новинки педагогической литературы!

Школа жила многообразной, интересной жизнью, где нет было места скуке и унынию. Организовывались вечера отдыха в комнате общения, концерты художественной самодеятельности, олимпиады, тематические вечера. Среди них — захватывающая игра «Что? Где? Когда?», требующая от ее участников знаний, сообразительности и быстрой реакции.

А еще были встречи с интересными людьми, туристические поездки по городам Союза, праздники, которые становились праздниками всей улицы Чеботарской, на которой расположена школа.

 

Сысоева С.Ж. вручает А. Воробьеву аттестат зрелости.

 

Вечерняя школа действительно стала тихим, уютным, добрым родным домом для молодежи с недостатками слуха. Такой подход к делу служил еще одним свидетельством чуткости Светланы Жаковны к запросам учащихся, заботы и внимания ко всем проблемам глухих. Работая директором, она раскрылась еще одной гранью своей необычайной натуры. В центре ее повседневной работы всегда стоял неслышащий ученик с его радостями и бедами, достижениями и проблемами. Светлана Жаковна умела сочувствовать и сопереживать чужой беде, быть всегда рядом с теми, кому труднее всего, умела она и прощать человеческие слабости. Работая с глухими детьми, никогда не считала их инвалидами, видела в них таких же людей, как и все остальные.

Бывший выпускник нашей школы В. Вружец в своих воспоминаниях рассказал о том, что Светлана Жаковна начала работу в нашей вечерней школе, не зная жестового языка. Но быстро выучила его и отлично разбиралась в психологии глухих.

Еще один выпускник — А. Белевцов, рассказал, как начиналось его профессиональное становление. Его школьная увлеченность медициной, благодаря помощи Светланы Жаковны, привела на работу в поликлинику.

О своем любимом учителе тепло вспоминает и С. Цыгичко. Она отметила, что бывают лица, которые сразу привлекают внимание людей своей приветливостью, открытостью, спокойной уверенностью. Такое чудесное и доброе лицо было у Светланы Жаковны. Бывало, идешь в школу, и первой с приветливой улыбкой тебя встречает директор. Она любила глухих учащихся, и они отвечали ей тем же. К этим искренним словам вос­поминаний трудно что-­ли­­бо добавить.

 

Справа — Сысоева С.Ж., в центре — учитель Л.А. Безродная.

 

Любимым увлечением Светланы Жаковны были путешествия. К ним она активно привлекала и своих учеников. Самые старательные и добросовестные воспитанники школы награждались бесплатными путевками. Они побывали в прекрасных древних городах солнечного Узбекистана — Самарканде и Бухаре, Ташкенте и Шахрисабзе; совершили экскурсию по старинному, исконно русскому городу Мценску; открыли для себя новое и неизведанное на родине И.С. Тургенева — в Спасском-Лутовинове, в усадьбе великого Л.Н. Толстого — Ясной Поляне, на родине Н.С. Лескова — в Орле. Вместе со своим любимым директором ученики ездили по СССР, побывали во многих памятных мес­тах.

Вспоминается интересная турпоездка в Карпаты зимой. На перроне Харьковского вокзала нам подали «спецвагон», в котором был жуткий холод, а все его окна покрывал лед, образовавший красивые узоры на стекле. Увидев, в каких условиях нам придется ехать, Светлана Жаковна устроила такой скандал, что подняла всех проводников «на уши». Нам раздали по 2—3 одеяла. А после окончания путешествия, на обратном пути, в вагоне отапливали так, что можно было спокойно спать в нижнем белье. Так Светлана Жаковна беспокоилась о здоровье своих воспитанников.

Яркие и глубокие впечатления остались у учащихся от этих замечательных поездок. Такое не забывается, а хранится в душах с безмерной благодарностью.

Особо хочется отметить, что у Светланы Жаковны была неиссякаемая душевная теплота, доброжелательность, простота в общении, умение сопереживать, справедливость, незаурядное чувство юмора и божественный дар речи. Все это как магнитом притягивало к ней окружающих.

Особенно впечатляло ее отношение к делу, к тому, с какой ответственностью она относилась к обязанностям директора школы, в которых, по ее мнению, не было мелочей. Как-то, в трудное время после распада Союза, в школу пришло распоряжение об экономии тепла и света. Светлана Жаковна сумела отстоять право учащихся с недостатками слуха на достойные условия учебы, и в школе было тепло и светло.

Самым действенным средством воспитания Светлана Жаковна считала личный пример и всегда была примером образцового выполнения своих обязанностей. Как руководителю, ей случалось принимать жесткие решения, но они всегда были обоснованными и понятными. Обид на нее не таили даже те, кого пришлось наказать. А что касается помощи, то, несмотря на огромную занятость, она всегда находила время выслушать и, самое главное, найти возможность помочь, хотя часто сделать это было весьма непросто.

Стоит ли говорить, с каким уважением и любовью относились ученики к Светлане Жаковне! Ее вспоминают как одного из лучших директоров школ Ленинского района и всего Харькова за всю многолетнюю историю. За годы ее работы окончательно сложилось такое понятие, как школа С.Ж. Сысоевой. Многие прошедшие эту школу педагоги стали учителями высшей категории. И автор этой статьи с гордостью считает себя учеником Светланы Жаковны. Работа с ней и общение с замечательным коллективом, возглавляемым ею, навсегда останется со мной в виде самых теп­лых, полезных и важных воспоминаний.

Хотелось бы отметить самое главное — большинство учеников Сысоевой и до настоящего времени несут огонь знаний и дарят учащимся с недостатками слуха свои щедрые сердца. А это значит, что миссия Светланы Жаковны как педагога выполнена.

Как-то, между прочим, Светлана Жаковна рассказала мне, что ее любимый праздник — это День знаний. Этим подчеркивается ее сущность истинного педагога.

 

Продолжение следует.

В. КОВТУН.

Фото автора.







газета Наше Життя

Память вдохновляет на новые свершения

2014-09-02
УТОГ / Люди нашого Товариства https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2014-09/1409546803_sysoeva_.jpg

1 сентября, в День знаний, во всех учебных заведениях проходят традиционные торжества. Для подрастающего поколения период учебы — один из самых важных в жизни. Ведь время, проведенное в школе, остается в памяти навсегда. Однако, увы, часто мы забываем о тех, кто способствовал нашему становлению, — педагогов. Именно они «сеют разумное, доброе, вечное», воспитывая из ученика Человека с большой буквы. 

газета Наше Життя