Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Слово в ладонях — для людей, лишенных слуха и зрения 3

  29/09/2015     1 832      Paul    
 
Продолжение. Начало здесь и здесь.
 

 
 

Акцентирование

 
От затруднений при постановке ударения в двух- и многослож­ных словах не избавлены полностью и грамотные люди с нор­мальным слухом. Тем более для неслышащих эта же проблема предельно заострена. Вот почему при дактильно-контактном об­щении со слепоглухими важное значение имеет акцентирование — выговор слов с выделением ударного слога. Для этого при вос­произведении акцентируемой гласной дактилемы говорящая рука делает легкий рывок в сторону слушающей.
Примечание. В односложных словах гласная дактилема, как правило, не акцентируется, за исключением случаев, когда на это слово приходится логическое (смысловое) ударение.

Словораздел

 
Как прочитать фразу НАКОПЕЙКУЧЕРНИЛ? Можно двояко: «На-ко, пей, кучер Нил» и «На копейку чернил».
Если бы люди перестали соблюдать на письме пробелы между словами, то понять что-либо было бы не так прос­то. Словораздел соблюдается не только в письменной речи, но и в устной, хотя и несколько иначе. Требуется его соблюдение и в дактильной речи. Для этого вовсе не обязательно делать остановки после каж­дого слова. Достаточно самую последнюю дактилему в слове чуть затягивать на некоторую долю секунды. Если развить у себя эту полезную привычку, дактильная речь станет намного понятнее, даже если со временем темп речи возрастет.

Знаки препинания в дактильно-контактной речи

 
О.И. Скороходова, полностью лишенная слуха и зрения, писала: «Есть такие моменты во время дактилологического чте­ния, когда необходимо писать знаки препинания: например, ка­вычки, скобки и многоточие. Если этих знаков не писать, то читае­мый материал будет менее понятен».
Обычно, когда отсутствие знаков препинания ничего сущест­венного в тексте не меняет, их можно при дактилировании без­болезненно опускать. Это считается в порядке вещей при дактильно-контактном общении. Однако бывают случаи, когда необ­ходимый по смыслу знак обязателен, ибо его отсутствие может вызвать недоразумение, неверное понимание или вовсе непони­мание текста. Поэтому дактилист должен уметь проговаривать дактильно знаки препинания, хотя бы наиболее употребительные.

Точка, запятая

 
Среди неслышащих принято многие знаки препинания дактилировать визуально указательным пальцем. Для ДКР это не всег­да удобно, так как дактильный код и без того изобилует знаками, создаваемыми указательным пальцем, и чем таких знаков боль­ше, тем труднее в них разобраться. Вот почему точку предпоч­тительнее ставить из клювообразной позиции, когда подушечки указательного и большого пальцев сложены вместе, а остальные паль­цы подогнуты в сторону ладони. Чтобы поставить точку, достаточно кончиками пальцев, сложенных описанным образом, «клюнуть» в большой палец слушающей руки (см. рисунок).


Запятая изображается прикосновением кончика указательного пальца к слушающей ладони с прочерчиванием на ней контура запятой легким поворотом пальца.

Тире и дефис

 
Указательный палец протягивается вдоль горизонтальной ли­нии в направлении тыльной стороны говорящей руки. Это дви­жение производится поперек ладони собеседника или под его слу­шающими пальцами.
После тире, как и в устной речи, нужна небольшая смысловая пауза.

Двоеточие

 
Из клювообразной позиции (как при изображении точки) на большой палец слу­шающей руки кладутся две точки.

Вопросительный знак

 
Крючкообразную часть знака обозначают в пределах «серпа» слушающей руки широким, разма­шистым движением указательного пальца вдоль верхней части «сер­па», стараясь сдвинуть с места ука­зательный палец собеседника. За­вершающая знак точка ставится либо на мягкий сгиб «серпа», либо на ладонь (рис.).



Горизонты дактильного общения. Немного истории

 
В XI веке во Франции существовали монастыри цистерцианцев, устав которых накладывал на монахов обет молчания. Но необходимость общения была так сильна, что религиозным предрассудкам пришлось пойти на уступку. На свет родилась доступная грамотным людям ручная азбука, с помощью которой можно было общаться, не нарушая монастырского устава.
Никто теперь не знает, когда и как ручной азбукой впервые воспользовался лишенный дара звуковой речи человек. Однако несомненно, что это стало возможным лишь с возникновением среды — круга людей, которые такое общение понимают. Поэтому именно в монастырских стенах ручная азбука впервые обрела социальный смысл. Надо полагать, что гуманная функция ручной азбуки, способной дарить радость культурного общения глухим людям, была открыта несколько позднее, но именно эта функция стала основной, а обязательный обет молчания цистерцианцев был отменен еще в XIV веке. Ручная же азбука, как средство речевого общения грамотных глухих, осталась.
Трудно сказать, когда вместо громоздкой двуручной азбуки начали пользоваться одноручной, пальцевой, или иначе — дактильной. Однако ясно, что она оказалась гораздо удобнее. А около двух веков назад, в связи с первыми успешными попытками обу­чения слепоглухонемых, произошла перестройка дактильной азбуки с визуального восприятия на осязательное. С тех пор она претерпела немало существенных изменений, приспособивших ее для удобства общения в условиях слепоты. Этих изменений накопилось достаточно, чтобы сегодня говорить о качественно новом средстве общения — дактильно-контактной речи (ДКР), которая прекрасно себя зарекомендовала на практике, так как доступна в овладении и удобна в пользовании. Благодаря именно этим ее качествам, слепоглухие люди получили реальную возможность систематически контактировать с окружающими, самостоятельно создавать для себя разнообразную и интересную среду общения по своему усмотрению и вкусу, постоянно расширять ее.
Вовлечение в круг владеющих ДКР все новых людей объясняется не только субъективным фактором — желанием слепоглухих общаться, но и рядом объективных причин, связанных с успехами сов­ременной тифлосурдопедагогики (то есть искусства обучения и воспитания слепоглухонемых), а также условиями жизни и труда взрослых слепоглухих в окружении зрячеслышащих.

Подготовила М. АНДРИЕНКО.






газета Наше Життя

Слово в ладонях — для людей, лишенных слуха и зрения 3

2015-09-29
Освіта / Освіта глухих https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2015-09/1443329672_daktilemy.jpg
Акцентирование
От затруднений при постановке ударения в двух- и многослож­ных словах не избавлены полностью и грамотные люди с нор­мальным слухом. Тем более для неслышащих эта же проблема предельно заострена. Вот почему при дактильно-контактном об­щении со слепоглухими важное значение имеет акцентирование — выговор слов с выделением ударного слога. Для этого при вос­произведении акцентируемой гласной дактилемы говорящая рука делает легкий рывок в сторону слушающей.



газета Наше Життя

Реклама


Популярне

НАМ ПОДОБАЄТЬСЯ