Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Слово в ладонях — для людей, лишенных слуха и зрения 2

  22/09/2015     1 128      Paul    

 

Продолжение. Начало здесь.

 

Правила установки рук для считывания

 

1. Если «говорящая» рука — правая, то «слушать» ее надо левой, а речь с левой руки считывают правой.

2. Дактилирующая и слушающая руки направлены ладонями книзу.

3. Поперечный сгиб считываю­щей ладонной плоскости кладется на спинку мизинца или безымян­ного пальца говорящей руки (см. рисунок).

 

 

4. При изменении конфигурации предъявляемых знаков слушающая рука должна мягко изменять свою форму в поиске наилучшего кон­такта, а при малейшем смещении говорящей руки в пространстве слу­шающая рука сопровождает ее для сохранения контакта. Однако напо­минаем, что говорящий в равной степени обязан следить за со­хранением контакта рук наравне со слу­­­­­­­­шателем. Дактильно-контактное общение не должно превращаться в игру в «догонялки»!

 

 

Проблема обучения дактилектике слабовидящих глухих

 

Как ни парадоксально, но обучить осязательному считыванию слабовидящего глухого значительно труднее, чем тотально слепо­глухого, так как при наличии остаточного зрения надобность в таком обучении бывает неочевидной даже для учителя, а для уче­ника и подавно. Он, как правило, сопротивляется такому способу общения, который кажется ему противо­естественным. Это можно понять: чтобы научиться рукой воспринимать пальцевую речь, надо затратить много труда и приложить силы воли, а результат станет заметным лишь спустя какое-то время, тогда как даже са­мое мучительное рассматривание говорящих рук при слабом оста­точном зрении дает сиюминутную отдачу — какое ни есть, а все же общение.

Что поделаешь, во имя перспективы культурного и по-настоя­щему удобного общения приходится поступиться сиюминутными «мини-удобствами».

Но безропотно пойти на это может только очень сознательный и волевой человек, а таким редко бывает обучаемый, особенно ребенок.

Остается добавить, что контактное считывание еще никому не причинило вреда. А в сочетании с чтением по Брайлю и современ­ной машинописью оно составляет весомую часть щадящего ре­жима — большого комплекса мер по охране остаточного зрения — важного фактора, облегчающего ориентировку в пространстве и восстановление трудоспособности слабовидящего глухого чело­века. Уже этим затраченный труд, безусловно, оправдывается.

 

 

Как не следует учиться дактильно-контактной речи

 

Некоторые почему-то считают, что для изучения ДКР не нужно никаких учебников, рекомендаций и упражнений. Достаточно таб­лички с картинками или фотографиями, где изображены пальце­вые знаки, а их значения подписаны буквами. Остальное кажет­ся совсем простым: делай так, как там нарисовано, поскорей за­поминай да привыкай попроворней шевелить пальцами. А даль­ше, дескать, — забота самих слепоглухих: как умеют, так пусть и понимают.

К счастью, так несерьезно рассуждают не все. Люди чуткие, отзывчивые и рады бы поучиться хорошей пальцевой речи, но по табличкам это сделать невозможно, как невозможно, например, только по картинкам выучиться танцевать, играть на музыкаль­ных инструментах или говорить на иностранном языке. Каж­дый слепоглухой, имеющий опыт дактильно-контактного обще­ния, хорошо знает: чтобы с самоучкой-«табличником» можно было сносно общаться, его нужно заново переучить, ибо в искус­стве ДКР слишком много такого, что нельзя передать никакими картинками. Ведь осязательное восприятие от зрительного очень существенно отличается.

Понятность ДКР во многом определяется четкостью дактилем. Все пальцы, участвующие в создании того или иного знака, долж­ны быть упругими, как тугая стальная пружинка, а не свисать бессильно и вяло, будто пальцы у пустой перчатки.

Замечено, что хорошо дактилируют люди, которым прихо­дится много заниматься физическим трудом. Их пальцы доста­точно сильны и в выпрямленном, и в плотно подогнутом к ладон­ной части руки состоянии.

Четкости дактилирования следует добиваться с самого начала обучения и следить за ней всегда. Уверенность ДКР приходит в результате тренировок и крепнет по мере практики (при условии правильной постановки рук и систематичности упражнений).

Скорость слишком высокая никому не нужна, а естественная сноровка придет с практикой.

О том, как добиваться красоты и выразительности ДКР, мы поговорим особо, а пока познакомимся с правильной позицией рук для контактного говорения.

Держать руки и правильно дактилировать удобнее всего, когда собеседники сидят за столом впол­оборота друг к другу, установив локти на поверхности стола. Так меньше устают руки (см. рисунок).

 

 

Конечно, иногда приходится дактилировать слепоглухому при ходь­бе, стоя, сидя рядом, на улице, в транспорте, в самых разнообразных положениях, когда этого требует необходимость. Однако начинаю­щим дактилистам с еще не устояв­шейся техникой лучше избегать дактилирования в неудобных поло­жениях, чтобы не привыкать к деформированной дактильной речи.

Если говорящий не левша, то ему всегда предпочтительнее находиться слева от слушающего. Локти собеседников должны быть надежно установлены не слишком далеко друг от друга, не дальше 35—40 см. Кисти несколько согнуты в запястьях.

 

Внимание!

 

Продольные оси соприкасаю­щихся кистей рук собеседников должны находиться под прямым углом относительно друг друга, и никак иначе!

 

Смена дактилем в потоке речи

 

В потоке дактильно-контактной речи одна дактилема после­довательно сменяет другую. У хороших дактилис­тов такая смена происходит плавно, без толчка. Зато почти каждый начинающий, сложив из пальцев знак, тут же резко встряхивает им, как бы подавая своеобразный сигнал считывающему: считывай. Он по неопытности полагает, будто такое встряхивание придает дактилеме четкости, и ее так якобы легче понять. На самом деле про­исходит обратное: если каждой дактилеме сопутствует ничем не оправданное движение, понимать становиться труднее. Дактилема как бы двоится, произносится дважды подряд. И вместо нормаль­ной речи получается нечто вроде непрерывного заикания. И пони­мается хуже, и «слушать» неприятно.

Сдваивающий толчок, о котором здесь речь, в дактильно-контактном общении применяется, но в специальных целях. Такие случаи мы рассмот­рим отдельно.

 

Нажмите на рисунок для увеличения.

 

Продолжение следует.

 

Подготовила М. АНДРИЕНКО.







газета Наше Життя

Слово в ладонях — для людей, лишенных слуха и зрения 2

2015-09-22
Освіта / Освіта глухих https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2015-09/1442130793_ris-3_.jpg

Правила установки рук для считывания

1. Если «говорящая» рука — правая, то «слушать» ее надо левой, а речь с левой руки считывают правой.

2. Дактилирующая и слушающая руки направлены ладонями книзу.

3. Поперечный сгиб считываю­щей ладонной плоскости кладется на спинку мизинца или

газета Наше Життя