Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Слово в ладонях — для людей, лишенных слуха и зрения

  15/09/2015     1 158      Paul    

В преддверии Международного дня глухих мы решили опубликовать ряд статей на тему, о которой мало кто знает. Она касается людей, которые имеют значительные проблемы не только со слухом, но и со зрением. К счас­тью, их среди членов УТОГ не так уж много, но они есть, и их проблемы требуют решения. В первую очередь, это трудности в коммуникации: как общаться со слепоглухим человеком, в чем особенности передачи ему информации и другие нюансы…

 

 

Идею для публикации подал директор Музея истории УТОГ Владимир Викторович Скурчинский, принеся в редакцию редкую и уникальную книгу 1988 года издания. Называется она «Азбука чутких рук», ее автор — Юрий  Крылатов. Выдержками из этой книги мы и поделимся с вами, дорогие наши читатели.

 

 

Сущность и структура дактильно­контактного общения

 

С людьми, которые одновременно не слышат и не видят, раз­говаривают рукой, складывая из пальцев специальные знаки, со­ответствующие буквам. Чтобы понимать такую речь, слепоглухой человек легко касается чуткими пальцами дактилирующей руки собеседника и таким образом воспринимает то, с чем к нему обращаются.

Дактильно­контактное общение — процесс двухсторонний: один человек «говорит», другой — «слушает». Значит, и навыки требуются разные, так как имеют место пусть взаимосвязанные, но разные процессы, из которых состоит такое общение. Поэтому надо раз­ным понятиям, входящим в состав дактильно­контактного обще­ния, присвоить разные названия. Нам понадобятся два новых слова:

дактилодикция — это говорение пальцевым кодом,

дактилектика — это считывание рукой знаков пальцевой аз­буки.

Слепоглухому, чтобы осязательно воспринимать дактильную речь, мало иметь чуткие руки. Грамотная голова нужна слепо­глухому человеку не меньше (пожалуй, побольше!), чем любому другому, поскольку все средства культурного словесного общения слепоглухих рассчитаны на наличие грамотнос­ти. Требуется высокая культура осязательного восприятия речи. Ведь необходимо, ощупав пальцевый знак, построить в своем воображении пространственный облик этого знака, выде­лить наиболее существенные его признаки, отыскать в памяти образ знака вместе с присвоенным ему смысловым значением, установить соответствие предъявленного знака хранящемуся в памяти эталону, а узнанную смыслоразличительную единицу от­ложить в память, чтобы по накоплении достаточного количества таких единиц сложить из цепи последовательно поступающих знаков слово — смыслосодержащий «кирпичик» речи, затем фра­зу — законченную мысль, переданную собеседником, и далее реа­гировать на полученное сообщение по своему усмотрению.

Вот, оказывается, какую сложную систему процессов представ­ляет собой культурная дактилектическая деятельность. Как ви­дим, это не просто ощупывание шевелящихся пальцев, пусть даже сложенных в азбучные знаки.

 

 

 

 

Что надо знать для обучения дактилектике слепоглухого

 

Еще ни один человек не научился искусству дактилектики самостоятельно, в одиночку. Да это и невозможно, необходим помощник. Причем, не дилетант, а хорошо знающий, в чем именно, когда и какая помощь от него требуется. Для этого нужно, во­первых, до тонкос­тей разбираться в устройстве и работе воспри­нимающего механизма осязательного считывания. Во­вторых, ясно представлять себе весь ход формирования в практике тех­ники считывания и знать содержание частных приемов. В­третьих, знать закономерности развития навыков считывания, возможные отклонения, их причины, последствия и способы их предупрежде­ния или устранения. В­четвертых, нужно совершенно точно знать, в каких случаях, при наличии у обучающегося остатков зрения, обучение контактному считыванию все же необходимо и почему.

 

Устройство и работа считывающего механизма

 

Считывающим инструментом при осязательном восприятии дактильной речи является кисть руки со стороны ладони. Здесь далее для удобства и крат­кости она условно называется ладон­ной плоскостью.

Не вся поверхность ладонной плос­кости принимает равное уча­стие в процессе считывания. По степени активности и считывающим функциям ее можно условно для наглядности разделить на четыре зоны, анализ деятельности которых помогает составить четкую картину оптимальной техники считывания:

 

 

1 – Зона подушечек пальцев.

2 – Зона «серпа» — дугообраз­ная линия от кончика указательного до кончика большого пальцев вдоль выемки между ними.

3 – Зона пальцевых дуг — линии от кончиков мизинца, безымянного и среднего пальцев в сторону осно­вания каждого из этих пальцев с ладонной стороны.

4 – Собственно ладонь — вся остальная часть ладонной плоскости.

 

Техника дактилектики и методика ее формирования

 

Слепоглухой, едва начинающий учиться общению дактильно­контактным путем, никаких готовых навыков сколько­нибудь упо­рядоченного считывания не имеет, поэтому воспринимает паль­цевую речь произвольным ощупыванием пальцев собеседника. При тотальной и практической слепоте, когда рассмотреть знак глазами невозможно, в ход нередко идут обе руки, а при наличии остаточного зрения, допускающего хотя бы малейшую возмож­ность что­то увидеть глазами, даже ценой немалых усилий, обу­чаемый норовит касаться дактилирующей руки таким образом, чтобы не заслонять ее от глаз и тем самым помочь осязанию остатками зрения. Например, касается руки с нижней стороны, подставив к ней кисть ладонью кверху.

 

Этапы развития навыков контактного считывания

 

Весь ход овладения слепоглухим человеком искусством дактилектики можно условно разделить на четыре этапа.

1. Этап ознакомления с дактильно­контактным общением.

2. Возникновение первоначальных навыков различения и узнавания пальцевых знаков.

3. Формирование устойчивых двигательных навыков оптималь­ного осязательного считывания.

4. Этап зрелого двухстороннего дактильно­контактного обще­ния.

 

Памяти Ольги Ивановны Скороходовой

 

Если человеку недоступны звуки,
Если день, как ночь, но звезды не горят, —
Зорко смотрят руки, чутко слышат руки,
И красноречиво руки говорят.
Вечной тишины, и ночи бесконечной,
И безмолвья уст всегда сильнее тот,
Кто прикосновений наш язык сердечный
Чуткою рукой услышит — и поймет.
Как восходит солнце, как щебечут птицы, —
Обо всем сумеют руки рассказать
Тем, кто жаждет этой чуткости учиться,
Чтобы все услышать, чтобы все понять.

 

Ю. КРЫЛАТОВ.

 

Продолжение следует.

Подготовила М. АНДРИЕНКО.

 







газета Наше Життя

Слово в ладонях — для людей, лишенных слуха и зрения

2015-09-15
Освіта / Освіта глухих https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2015-09/1442125181_oblozhka-azbuka-chutnyh-ruk_.jpg

В преддверии Международного дня глухих мы решили опубликовать ряд статей на тему, о которой мало кто знает. Она касается людей, которые имеют значительные проблемы не только со слухом, но и со зрением. К счас­тью, их среди членов УТОГ не так уж много, но они есть, и их проблемы требуют решения. В первую очередь, это трудности в коммуникации: как общаться со слепоглухим человеком, в чем особенности передачи ему информации и другие нюансы…

газета Наше Життя