Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

На праздничном флешмобе

С незапамятных времен гуляет по городу незатейливый анекдот, исповедь педагога:

— Тема лекции — энтропия. Объяснил уж так доходчиво! По глазам вижу — не понимают. Ещё раз объяснил. Будто для домохозяек. По глазам вижу — не понимают! Третий раз объяснил. САМ ПОНЯЛ!!! А эти… По глазам вижу — не понимают!

К чему вспомнился сей анекдот? Потерпите немного, всему свое время.

 

 

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих. Предшествующая неделя традиционно насыщена разнообразными событиями. Не обошли они стороной и Днепропетровскую областную организацию УТОГ.

Правда, на этот раз, получив из Киева рекомендации Центрального правления УТОГ по проведению этих мероприятий, мы оказались в растерянности. Кроме привычных выставок народного творчества, собраний и концертов, одним из пунктов было предначертано: «флешмоб».

Заглянули в словарь. Итак, флеш (flash) — по-английски — вспышка, сверкание, а моб (mob) – толпа. Как именно толпе предлагалось вспыхивать и сверкать, не разъяснялось.

Порыскав вечерок в инете, выудил, что в октябре 2002-го вышла книга Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция». Автор предсказывал, что для самоорганизации на каждом шагу будут использовать интернет и сотовую связь.

Менее чем через год, 17 июня 2003 года, состоялось действо, позднее названное «флешмоб». Около двухсот человек сгрудились в универмаге «Macy’s» в Нью-Йорке вокруг одного из дорогих ковров. Они наперебой говорили продавцу, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» и пришли купить «Коврик Любви». Вскоре волна акций прокатилась по всей Америке и добралась до Европы. Спустя пару месяцев первые мобы состоялись в Киеве и, что отрадно, в Днеп­ропетровске.

Цель флешмоба — привлечь внимание и удивить случайных зрителей, вызвать интерес и … непонимание. Идеальный сценарий должен быть загадочным и в какой-то степени абсурдным, а случайные прохожие и зрители, так называемые «фомичи», должны воспринимать всё серьёзно, будто в разыгрываемой ситуации есть некий тайный смысл.

Вот примеры некоторых акций, ставших классикой жанра. По проспекту едет живой «паровозик». Участники — мобберы — по сигналу подсоединяются по ходу движения, а в конце проспекта расцепляются и расходятся. Или «Взгляд в небо». В определённое время из карманов (сумок, портфелей) достаются бинокли (подзорные трубы, свёрнутые газеты) и взгляды устремляются в небо. Через несколько минут народ расходится. Прохожие недоумевают, пытаясь найти на небе нечто необычное.

Возвратившись к рекомендациям ЦП УТОГ, отметил, что предлагается сотворить флешмоб под названием: «Знакомьтесь — это мы!», и попробовал прорисовать сценарий.

В качестве площадки (мобплейса) был выбран примыкающий к нашему Дому культуры кусочек проспекта Кирова. Членам УТОГ будет предложено выстроиться на тротуаре в цепочку (лучше всего, как учили в детском саду, парами: мальчик — девочка, мальчик — девочка) и разговаривать друг с другом. На языке жестов, разумеется! А как иначе? Учитывая торжественность события (Международный день, всё-таки), запланировано, что акция будет проходить под музыку.

На следующий день, прибежав на работу в радостном возбуждении, я собрал творческих работников Дома культуры и, как мог, изложил свой замысел. Уж так доходчиво! Но по их глазам вижу — не понимают!

Более того, на меня обрушился холодный душ скепсиса:

  • «Никто из нас в УТОГ не знает, что такое флешмоб».
  • «Людей не соберем».
  • «Вы — новичок, не понимаете психологию глухих. Они очень стеснительные и на показ ничего делать не будут».
  • «Вы предлагаете в пятницу. А на этот день уже намечены и выставка, и собрание с концертом, и молодёжная вечеринка. Только флешмоба и не хватает для полного счастья!»
  • «О чём они будут разговаривать?

и прочая, прочая, прочая.

Я был, мягко сказать, задет за живое. Уже ясно виделись не только контуры, но и многие конкретные детали, а тут — просто бунт на корабле.

Аргументы против — всегда противны. Впрочем, если их много, они не существенны. Хуже, если бы был один, но непреодолимый.

Итак, по порядку. Явка всегда воп­рос болезненный. Но нет худа без доб­ра! Если уже запланированы собрание и концерт — никого специально оповещать не надо!

Перед концертом всегда найдётся некий промежуток. В это время и проведем!

В системе я и впрямь человек новый. Однако неоднократно мог убедиться, что глухие такие же люди, как и все. Может, чуть более эмоциональные.

О чём будут разговаривать? Да о чём угодно! О соседке, купившей телевизор; о собаке, поранившей лапу; о сале, о любви, о политике, в конце концов! Хотя стоп! О политике не надо. Во-первых, уже в печёнках сидит. Сколько можно?! А, во-вторых, это будет парускерством. Что такое парускерство? Строго говоря — нарушение правил, всё, что не запланировано. Впрочем, это не важно. Флешмоб — вне политики!

Вечером требуемое объявление вывесили в вестибюле. Отступать было некуда.

И вот, извините за штамп, наступил долгожданный день.

В конце собрания попытался объяснить всем глухим, что предлагается и, главное, зачем.

Во всём мире около 5 процентов людей с нарушениями слуха. Но что знают о них, об их проблемах остальные 95? Нужно, отбросив ложное стеснение, заявлять о себе и заявлять, простите за каламбур, во весь голос! Не мне вам рассказывать, что есть вещи, которые никто за нас не сделает.

И в этот момент (о чудо!), по глазам увидел — понимают! Меня понимают!

Дружной гурьбой все высыпали на улицу. Среди нас не было ни одного мобстера (опытный моббер), а сплошь моб­лики (новички), но всё прошло как по нотам. Добровольцы не только помогли выстроить живую цепочку, но и проследили за расстановкой «мальчик—девочка». Отыскался и «маяк», он же «кепка», подавший сигнал о начале акции. Скажем прямо, не обошлось и без «пингвинов». Тех, кто просто стоял неподалёку и наблюдал за происходящим. Но это уже изменить ничего не могло.

Было здорово! Раскрепощённые, улыбающиеся лица. И фотосессия на загляденье!

Напоследок скажу, что теперь уж мы ко всему готовы. К изысканным инсталляциям и хэппенингу*, к утончённому энвайронменту** и замысловатому перформансу***.

И всё-таки, интересно, чем в очередной раз озадачит Центральное правление?

 

* хэппенинг (англ. happening— случающееся, происходящее) — это теат­рализованное представление с участием художников. Обычно построен на импровизации, не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Является одной из форм современного искусства. Главная задача хэппенинга — сломать стереотип между зрителем и сценой.
 
** энвайронмент (англ. environment — окружение, среда) — один из видов наиболее «продвинутых» арт­практик последней трети XX в., представляющий собой полностью организованное художником (или коллективом кураторов, художников, инженеров, техников) целостное неутилитарное арт­пространство.
 
*** перформанс (от англ. performance — выступление, исполнение, представление) — одна из форм современного искусства, короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой в художественной галерее, музее или каком­либо другом помещении и даже на открытом воздухе («пейзажный перформанс»). Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе, заранее задуманной исполнителями («перфомансистами»). Это отличает перфоманс от другой разновидности акционизма — хеппенинга, где планируется (провоцируется) лишь начало акции, а продолжение и конец ее непредсказуемы, и где обычно предполагается большое количество вовлеченных в действие участников­зрителей.

 

Я. ЗОРИН, директор Днепропетровского ДК УТОГ.







газета Наше Життя

На праздничном флешмобе

2015-11-04
Наш відпочинок / На дозвіллі https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2015-10/1446208335_img_0038.jpg

С незапамятных времен гуляет по городу незатейливый анекдот, исповедь педагога:

— Тема лекции — энтропия. Объяснил уж так доходчиво! По глазам вижу — не понимают. Ещё раз объяснил. Будто для домохозяек. По глазам вижу — не понимают! Третий раз объяснил. САМ ПОНЯЛ!!! А эти… По глазам вижу — не понимают!

К чему вспомнился сей анекдот? Потерпите немного, всему свое время.

 

газета Наше Життя