Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Руки

Разрешите начать разговор о руках. Я по профессии музыкант, адресую свое эссе глухим людям. По зову души, по велению сердца я начала общаться с глухими как волонтер через сурдопереводчика. Это общение вдохновило меня на написание этого произведения. Наблюдая общение глухих между собой, я увидела, что руки — это не только инструмент, которым они владеют, не только средство общения.


Сурдопереводчик помогла мне найти с глухими общий язык. Каждое свое занятие я начинаю словами: «Дорогие друзья!». Они мне стали близки и понятны. Поэтому эти строки я адресую именно вам.

Руки — это неотъемлемая часть человеческого организма. Это — гениальное творение Всевышнего. Взгляните на рисунок Леонардо да Винчи «Руки». Столько красоты, поэзии в этом эскизе! Даже в отдельности от человека, вне его тела, руки говорят, творят.

Рис. 1 — Леонардо да Винчи «Руки»

Эволюция животного мира сотворила это чудо, начиная от крыльев птиц, щупалец земноводных и кончая совершенным творением – человеческими руками. Только человеческие руки занимаются самыми различными видами деятельности — начиная от крупных движений молотобойца до мельчайших движений микрохирурга. Моторика рук необыкновенно многообразна. Технический прогресс позволил человеку меньше заниматься трудом, связанным с физической нагрузкой и требующим большой физической силы. Теперь не нужны тысячи людей, чтобы соорудить пирамиды, как это делали египтяне. Руки стали предметом творчества, причем самого разнообразного. В эпоху технической революции, интернета творения рук человеческих приобрели новое значение. До невероятных размеров выросли цены на аукционах, где продаются картины старых мастеров. Люди все больше путешествуют, чтобы воочию насладиться оригиналами произведений искусства, выполненными человеческими руками.

С древних времен человек стремился изобразить в искусстве жизнь. Интересна находка археологов – скульптура «Три карлика-танцора» (ХІІ династия, 1994-1781 г.г. до н.э.). Детская игрушка или атрибут ритуала — этот любопытный предмет является необычным и оригинальным предметом искусства. Три маленьких пигмея из слоновой кости изображены с поднятыми руками. Вся эта конструкция, очень остроумная, позволила скульптуркам пигмеев вращаться на месте в танце.

Очень выразительным примером изображения танца рук является картина итальянского художника Сандро Боттичелли «Весна» (1482 г.). Три грации танцуют под стрелами Амура, напоминая античные статуи. Сцена наполнена поистине платоническим смыслом, указывающим на взаимоотношения божественного и человеческого начал.

Хочется рассказать здесь об испанском художнике Франсиско Гойе и его картине «Третье мая 1808-1814», которую он написал совершенно глухим, выразив в ней страсть протеста в изображении рук, возведенных крестом. Этот крик, буквально слышный в картине, усиливает трагическую ноту расстрела. Для Гойи неприемлема невозможность испанской власти защитить свой народ, также нельзя оправдать и расстрел испанцев французскими вояками, на рисунке наклонившимися вперед, словно зловещая машина смерти.

Рис. 2 — Франсиско Гойя «Третье мая 1808-1814»

Ярким примером протеста, выраженного средствами живописи, является картина Пабло Пикассо «Герника». Испанское республиканское правительство заказало эту работу художнику за несколько месяцев до того, как трагедия Герники стала поводом для создания картины. Большое количество рук, кричащих, искореженных, изуродованных, разбросанных по всей картине, усиливают ее трагизм.

Рис. 3 — Пабло Пикассо «Герника»

А теперь перейдем к рукам в танце, о художественном значении движения рук в танце. Во все времена основным содержанием танца являлись движения ног, на них ложилась основная эстетическая нагрузка. Великая балерина Майя Плисецкая сумела опровергнуть это утверждение в своем великолепном хореографическом творении — «Умирающем лебеде» на музыку Сен-Санса. В этом танце руки балерины движутся как бы сами по себе, в каждом их суставчике, сочленении. Они мятущиеся, трепещущие, чувственные. Лебедь в ее исполнении был настолько реален и впечатляющ, что после его окончания в зале не было аплодисментов — в знак траура.

Вообще Майя Плисецкая ассоциировала свой танец с полетом птицы. Не напрасно птицы в ее творчестве занимают такое большое место. Это конечно же, балеты «Лебединое озеро», «Чайка».

Рис. 4 — Майя Плисецкая в «Умирающем лебеде»

Многие деятели искусства используют руки-крылья в своих произведениях. Невозможно равнодушно слушать песню Марка Фрадкина в исполнении Марка Бернеса «Журавли»:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Интересно узнать о жизни немецкого музыканта Альберта Швейцера. Во время 1 Мировой войны как гражданин Германии он попал в плен к французам. Естественно, что в лагере для военопленных не было пианино. Чтобы не терять технику игры на инструменте, он 3 года играл на столе, проигрывая каждое произведение в абсолютной тишине, воспроизводя музыку в уме внутренним слухом. Освободившись из плена, он тут же продолжил свою концертную деятельность.

Нельзя не обратить внимание на такую особенность человеческой руки, как почерк. У каждого человека он индивидуален, не похож ни на какой другой. В Китае, где рукописные знаки состоят из мазков кисти, поезия, калиграфия и живопись имели общее название «Три совершенства».

Нельзя не сказать о мастерстве украинской вишиванки, которую создали мастера своими руками и прославили на весь мир.

В заключение хочу обратиться к вам, мои дорогие друзья. Посмотрите на себя, на свои руки, насладитесь их красотой, умелостью, ловкостью, а также нежностью и теплотой, исходящих от них. Полюбите себя и вы будете счастливы.




Алла Аврамовна Гольдштейн



газета Наше Життя

Руки

2020-08-07
Наш відпочинок / Це цікаво https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2020-08/medium/1596616083_image007.jpg Разрешите начать разговор о руках. Я по профессии музыкант, адресую свое эссе глухим людям. По зову души, по велению сердца я начала общаться с глухими как волонтер через сурдопереводчика. Это общение вдохновило меня на написание этого произведения. Наблюдая общение глухих между собой, я увидела, что руки — это не только инструмент, которым они владеют, не только средство общения.
газета Наше Життя