Авторизація

     Забули пароль?


Реєстрація

   
Наше життя

Владимир Короленко о глухоте

Прежде чем повести разговор о том, как воспринимал глухоту известный писатель В.Г. Короленко, ознакомимся с его краткой биографией.

 

Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — русский писатель украинского происхождения, жизнь и творчество его были связаны с Украиной. Был сослан в Сибирь за антиправительственные выступления. В. Короленко — мастер малых литературных форм, проникнутых романтическими настроениями в таких произведениях, как «Сон Макара», автобиографическом романе «История моего современника» и других. Переводил произведения Т.Г. Шевченко, выступал против русского шовинизма («Котляревский и Мазепа»), критически оценивал деятельность большевиков после 1917 года. В Полтаве В. Короленко прожил с 1900 по 1921 год и здесь закончил свой земной путь.

В 1886 году вышел в свет этюд Владимира Короленко «Слепой музыкант», сразу же привлекший к себе большое внимание. Едва ли среди читающей публики кто-либо остался равнодушным к судьбе героя повествования — Петра Попельского, слепого от рождения. Отклики читателей в массе были самые восторженные, но, наряду с этим, раздавались нарекания относительно слепоты и глухоты. Однако Владимир Галактионович не оставался равнодушным к критике оппонентов. Быть может, связано это с его физическим состоянием и с личным опытом: известно, что писатель к концу жизни начал терять слух. Это предположение основано на записках Екатерины Павловны Летковой (1856—1937) — русской писательницы, мемуаристки, переводчицы, друга и почитательницы Владимира Короленко. Она вспоминает о доверительной беседе с Владимиром Галактионовичем на берегу моря в Ницце (Франция) 27 февраля 1914 года. Любуясь роскошной природой, они заговорили об ущербности слепого, который не может созерцать эту красоту. Возник извечный спор: что лучше — не видеть или не слышать? Писательница заявила, что, по её опыту и наблюдениям, звуки для полноты жизни и человеческих контактов играют более важную роль, чем даже зрение. Короленко поначалу опротестовал это утверждение, но, подумав, произнес: «Конечно, глухота — большое несчастье… Конечно! И звуки имеют громадное значение… Вдруг не слышать ничего! Видеть и не слышать!.. Вроде сидение в колоколе водолаза: все видит, а ничего не слышит… Жутко!» А после долгого молчания вспомнил о своих отношениях с близким другом: «Привык я, что он шепот мой улавливал, каждый вздох понимал». Но когда человек этот потерял слух, общение затруднилось: «Бывают мысли, или вернее чувства, которые никак не выкрикнешь… А ему кричать надо было! Придет ко мне, я усталый, измученный. Начну говорить с ним по душам… я говорю, а он делает вид, что слышит, и когда уже всю душу выворотишь — он вдруг задает самый неподходящий вопрос: «Ну и что же?» Разозлюсь!.. Так наше приятельство и расползлось, разлезлось, как истлевшее полотно… И только из-за его глухоты! Со слепым, вероятно, этого бы не произошло». Короленко снова задумался надолго, потом, как бы рассуждая вслух, произнес: «Он (глухой — В.С.) видит, что над ним часто смеются, видит, как часто он раздражает даже самых близких людей… Какое уж тут ощущение радос­ти жизни… Вот почему я и утверждаю, что глухой несчастнее слепого. Помимо того, что для него весь мир — немой, еще и окружающие жестоки к нему».

По всей вероятности, размышления на затронутую тему продолжались. В письме к Екатерине Летковой Владимир Галактионович позднее написал: «Я согласен с вами насчет глухих!..»

Публично Короленко, насколько нам известно, нигде не высказывал приведенных здесь мыслей.

Мысли Владимира Короленко о глухоте опубликованы Екатериной Летковой в статье «Слепые и глухие» (из записанных встреч и разговоров), напечатанной в 1922 году.

 

В. САКУН, сурдопедагог







газета Наше Життя

Владимир Короленко о глухоте

2017-06-07
Наш відпочинок / Це цікаво https://ourlife.in.ua/uploads/posts/2017-06/1496849839_koronenko.jpg

Прежде чем повести разговор о том, как воспринимал глухоту известный писатель В.Г. Короленко, ознакомимся с его краткой биографией.

газета Наше Життя