Як американці навчали шимпанзе жестової мови
Так називається стаття, котра опублікована в американському журналі «Наука» в 1969 р. ( R.A. Gardner, B.T. Gardner, Teaching Language to a Chimpanzee, «Science», vol. 165, # 3894 (15 August 1969).
Дослідження американських вчених свідчить, що шимпанзе в якійсь мірі можна навчити жестовій мові. Надрукований матеріал сприймайте не як жарт, а як науковий факт, про який доцільно згадати, оскільки 8 лютого почнеться Рік Мавпи.
Ось уривок з цієї статті у російському перекладі: «Живущие на свободе шимпанзе ориентируются друг на друга преимущественно при помощи немых жестов, подобно невоспитанным детям, когда они указывают на что-нибудь пальцем. Только состояния аффекта выражаются у них бурно и шумно. Из этого, однако, отнюдь не следует, что звуковой язык развился из языка жестов. Что касается шимпанзе, то такому заключению противоречит так называемый младенческий лепет их детенышей, подобный лепету ребенка, служащему игровым упражением для контроля за ощущениями и движениями, необходимыми для будущего процесса говорения и слушания речи.
Однако умение детенышей шимпанзе в раннем возрасте издавать звуки не имеет последствий. Более того, шимпанзе, вышедшие из младенческого возраста, даже пугаются звуковых сигналов.
Следует заметить, что человек путем соответствующей дрессировки и обучения может передать определенные речевые навыки способным к этому животным (например, шимпанзе и дельфинам), которые не в состоянии достигнуть этого самостоятельно.
Так, американская супружеская чета Гарднер опубликовала результаты экспериментов, проводимых ими с 1966 года. Они обучали детеныша шимпанзе женского пола, взятого приблизительно в возрасте 8—14 месяцев и названного Ваша, жестовому языку по системе ASL (American Sign Language).
В комнате Ваши, которая была специально оборудована так, чтобы стимулировать детеныша шимпанзе к наибольшей активности, люди, являющиеся ее приемными родителями, пользовались для подачи знаков исключительно жестами. Знаки-жесты демонстрировались Ваше до тех пор, пока она не начинала понимать и имитировать их. В награду за правильное употребление языка жестов ее щекотали, что молодые шимпанзе очень любят. Через 22 месяца, как сообщается в публикации, Ваша овладела 34 знаками, среди которых были (в переводе с ASL на русский): подойди; дай; больше; вверх; сладкий; открой; щекотать; иди прочь; пить; прости («sorry» – когда она просила прощения за то, что укусила); пожалуйста; кошка; меня (если, например, Вашу спрашивали: «Кого пощекотать?» — она отвечала: «Меня!»). Под словами «цветок» и «собака» («flower» и «dog») она понимала не только один определенный цветок, одну определенную собаку, а любой экземпляр этого вида. Правда, вначале слово «цветок» для Ваши имело слишком обобщенное (генерализованное) значение. Она обозначала словом «цветок» все, что имело запах, даже кисет с табаком. Слова «собака» и «лаять» она различала с трудом. (Очевидно, Гарднеры не были знакомы с методами обучения М.М. Кольцовой, которые облегчают в данном случае дифференциацию).
Ваша ошеломила всех, когда спонтанно начала комбинировать понятийные знаки в сложные понятия и даже строить простейшие предложения — и все это еще в младенческом возрасте! (Шимпанзе до двух лет находятся в полной и до четырех лет в значительной зависимости от своих родителей, в восемь лет у них начинается половое созревание, и лишь к двенадцати годам они становятся взрослыми) .
Итак, человекообразного шимпанзе, который в нормальных для него условиях жизни не способен к речи, можно частично обучить тем навыкам, которые только у человека вырабатываются самостоятельно.
Правда, когда описанная выше шимпанзе Ваша спонтанно при помощи жестов, как бы заклиная холодильник, который на языке жестов по системе ASL называется «cold-box» (холодный ящик), стала называть его «ореn-fооd-drіnk» (открой – еда – питье!), то здесь обнаружилась ее способность (перенятая от окружавших ее людей) находить новые черты в уже знакомом».
Є ще одне цікаве свідчення, як шимпанзе намалювала птаха: «Любопытная история произошла в 1977 г. Трехлетняя шимпанзе Мойя с самого рождения воспитывалась в семье исследователя обезьян доктора Аллена Гарднера. Ее обучали языку жестов глухонемых, и Мойя знала на нем 177 слов. Часто вместе со своим воспитателем она садилась перед блокнотом для рисования, но ей удавались одни лишь каракули. Однажды Мойя внезапно провела на чистом листе несколько линий. Исследователь попросил ее продолжать. Но обезьяна отказалась рисовать дальше и на языке глухих сказала: «Готово!» Когда Гарднер задал вопрос: «Что это?», — Мойя ответила, ни секунды не колеблясь: «Птица!» Действительно ли Мойя так изобразила птицу? Или это был рисунок жеста-символа птицы, принятого у глухих? Они отгибают большой палец и вытягивают указательный, в то время как остальные три пальца поднимают и опускают наподобие крыльев.
В последующие дни исследователь еще не раз спрашивал Мойю о значении рисунка. Обезьяна все время повторяла слово-жест «птица» и при этом смотрела на исследователя, как на совершенного тупицу.
Этот опыт доказывает, что отдельные человекообразные обезьяны не только рисуют абстрактные картины, но и, подобно тому как это делают маленькие дети, пытаются изображать предметы. Исследователи поведения животных считают, что у обезьян есть эстетическое чувство, правда, в зачаточном виде. Наблюдая за шимпанзе, жившими на воле, в тропическом лесу, они видели, как во время заката обезьяны сидели на опушке поляны и, захваченные этим зрелищем, всматривались в вечернее зарево. Кроме того, многие человекообразные обезьяны в качестве украшения любят повесить себе на шею лиану».
Підготував В. САКУН, сурдопедагог.
СХОЖІ НОВИНИ





